Коллеги попросили раскрыть каждую из типов метрик из статьи "Метрики в образовании и ответственность студента". Всегда рада!
Метрики эффективности вуза, как правило, не включают в себе так называемые бизнес-метрики для оценки экономической эффективности отдельно взятой образовательной программы. По крайней мере, такие метрики существенно отличаются от тех, что используются в компаниях, реализующих программы ДПО в качестве основной деятельности. Также редко используются метрики удовлетворенности обучающегося, такие как CSAT, CDSAT, CES, CSI, NPS. Оценка удовлетворенности студентов, как правило, осуществляется методом опросов, которые показывают себя как неэффективный инструмент.
Что же используется? А все, что позволяет оценить работу вуза из внешнего мира по различным "Приоритет-2030" и рейтингам. Здесь набор метрик будет зависеть от конкретной оценивающей организации, ниже те, что используются чаще всего:
- статистика успеваемости студентов;
- статистика движения контингента (кто в АКО, кто ушел переводом, кто отчислен за невыполнение условий договора и т.д.);
- доля выпускников (иногда используют средний процент успешно завершивших обучение);
- статистика трудоустройства выпускников (этот показатель можно и нужно обсуждать отдельно);
- сохранение контингента в следующем семестре (иногда называют процентом межсеместровых потерь);
- кредитные часы (не везде применяется);
- средний балл ЕГЭ у студентов дневной формы обучения;
- количество иностранных студентов;
- количество обучающихся в магистратуре, аспирантуре;
- темпы роста дохода от научно-исследовательских работ;
- темпы роста поступлений средств от приносящей доход деятельности;
- наличие публикаций в системе Web of Science (с прошлого года иет активная замена системы) и частота их цитирования.
В результате наблюдаем, как вуз всеми ресурсами старается поднять свой рейтинг и даже использует для этого данные, которые имеют прямое отношение к студенту, но в то же время, сам студент от анализа этих данных ничего не выигрывает. Этому есть несколько причин: 1) рейтингование вуза внешними организациями проводится не часто (обычно 1 раз в год по совокупности показателей), а значит, данные уже потеряли свою актуальность для студента и 2) полученные данные для анализа отдельно взятому студенту не транслируются, и это значит, что приложить он их никуда не может. Есть еще одна причина - сами показатели могут считаться по-разному, и от этого могут варьироваться величины. Например, в части вузов процент межсеместровых потерь между 1-2 семестрами может сильно отличаться от потерь между 2 и 3 семестрами, так как после 1 семестра студенту дают возможность закрыть задолженности до начала летней сессии. Однако после летней сессии такой возможности нет, и студента отчисляют за невыполнение плана. Хотя объективно он и в период зимней сессии уже был потерян.