Найти тему

Интервью со старшим преподавателем кафедры управления культурной политикой, куратором программы «Продюсирование и культурная политика» ИГСУ

Аппетит приходит во время еды, а вдохновение – с усердной работой.

Художники, писатели, артисты, фотографы, музыканты и даже продюсеры порой испытывают муки творчества.

Они ждут музу, которая послужит им источником для дальнейших свершений. Именно без этих озарений и сотен исписанных листов не было бы хитовых песен, кассовых фильмов, нашумевших постановок и знаменитых проектов.

Сегодня, 17 января, отмечается День творчества и вдохновения. Этот праздник о тех, кто ни дня не может прожить без гениальных идей, ярких образов и высокого искусства.

Мы решили рассказать о довольно серьезной и творческой профессии – продюсер.

Своим видением и опытом поделился мастер курса, заведующий кафедрой продюсерского факультета ИГСУ РАНХиГС Павел Сурков.

Как стать креативным продюсером? Кто этот специалист?

– Во-первых, я не знаю, кто такой «креативный продюсер». Очень часто в кино- или телекомпаниях под этой должностью понимают совершенно разные вещи: от человека, отвечающего за сетку вещания, до человека, работающего с творческой группой. На мой взгляд, это ключевая ошибка. У нас под продюсером понимают, как правило, администратора, менеджера. А на самом деле продюсер – это человек, который работает с идеями на рынке. Так что любой продюсер – уже креативный.

Какие креатив-технологии используют в творчестве продюсеры? Как и где искать вдохновение?

– Еще один вопрос, ответить на который, признаться честно, невозможно. Все эти бесконечные «креатив-технологии», о которых пишут в так называемой «научно-популярной литературе» – не стоят и выеденного яйца. Единственный инструмент, который есть у настоящего продюсера, – это его эрудиция. Продюсер, который не смотрит в неделю десяток фильмов и не прочитывает штук семь новых книг, может уходить из профессии, он профнепригоден. А широкая эрудиция и понимание рынка подскажут выход из любой ситуации. Вот и ищите вдохновение в новых книгах, фильмах, музыкальных альбомах, расширяйте горизонты своего восприятия и бесконечную копилку информации. Все остальное – от лукавого, то есть от лени, а классик учил нас «не позволять душе лениться». Чем и займитесь прямо сейчас.

Что хотят увидеть авторы в продюсерах? Как они связаны?

– Наша индустрия приучила авторов к тому, что они ищут в продюсерах источник финансирования. Но будьте уверены, что автор, который пишет «за деньги», – это не автор, а ремесленник. Настоящий автор, настоящий творец, задается только одним вопросом: «Как мое творчество изменит мир к лучшему?». Вот этот ответ они и должны найти вместе с продюсером: как то, что мы вместе создаем, улучшит мир, улучшит тех, кто посмотрит наше кино, послушает нашу музыку или прочитает нашу книгу.

Почему очень сложно найти хорошего продюсера?

– Потому что эрудированные люди заканчиваются. А количество лентяев растет.

Что делать продюсеру при творческом застое?

– Отрефлексировать, что ты не можешь заниматься творчеством, и пойти учиться на какую-то другую профессию. Бульдорзеристы, строители и таксисты чрезвычайно востребованы. У творческого человека не может быть никакого «творческого застоя». Он как акула: живет, пока двигается, то есть – пока занимается творчеством. Не занимаешься творчеством – вон из профессии, займись чем-нибудь еще.

Назовите четыре лайфхака для успешной продюсерской работы.

✔Смотри в неделю 10 новых фильмов.

✔Читай в неделю семь новых книг.

✔Прослушивай в день четыре новых музыкальных альбома.

✔Все прослушанное, просмотренное и прочитанное – разбирай: как это сделано, что из этого ты можешь взять себе в работу. И будет тебе счастье.