Найти в Дзене
Юрий Кот

«Постоянство, деятельность и надежда»: как Николай I воспитывал сына, будущего императора Александра II

Император Николай I и его супруга Александра Федоровна были счастливы в браке и имели многочисленное потомство. Их первенец, появился на свет на Пасхальной неделе 17 апреля ​ 1818 года. Младенца крестили в Чудовом монастыре в честь святого князя Александра Невского царствующий император Александр I, дядя новорожденного, и прусский король Фридрих Вильгельм, родной дедушка, наградивший своего первого внука орденом​ Черного орла. После того как в декабре 1825 года Николай Павлович стал Императором, его семилетний сын ​превратился в наследника престола. После разговора с отцом, объяснившего ​ту ответственность, которая теперь ложится на него, ​ребенок безутешно плакал, повторяя: «Не желаю царствовать, не хочу быть царем!» Николай Павлович ​придерживался в вопросах воспитания и образования совсем иных принципов, методов, чем те, что ему самому пришлось испытать в детстве. Он был противником принуждения, категорических запретов и выговоров. Он признавал только убеждение, но при этом считал необходимым развивать чувство ответственности, чувство долга, твердость в исполнении моральных принципов.

-2

Военным воспитанием сына с шести лет руководил храбрый боевой офицер, добрый, умный человек К.К. Мердер, а учителем был выбран В.А. Жуковский, который со всей ​ серьезностью отнесся к своему назначению. Сначала он специально поехал за границу, где изучал передовые педагогические системы, ​ европейскую историю и литературу. Несколько месяцев он работал над «Планом учения будущего государя». Александра вместе с двумя его товарищами стали обучать по самой современной научной системе. Дети вставали в шесть утра, после молитвы завтракали и готовились к занятиям. В семь часов начинались уроки, которые длились с часовым перерывом каждые два часа до полудня. После двухчасовой прогулки обедали, снова гуляли, а с пяти до семи часов снова занимались. С семи до восьми мальчики занимались гимнастикой и играли в спортивные игры. В восемь ужинали, затем обдумывали прожитый день и записывали свои мысли в дневник: что было сделано хорошего, а что — не очень. В десять вечера в их спальнях гасили свет. Через год дети сдавали экзамены в присутствии императора и императрицы, которые были довольны успехами сына. Жуковский ​попросил Николая Павловича в качестве поощрения за отличные успехи позволить завести ​ каждому ученику «Кассу благотворения»​ для ​ помощи ​ нуждающимся. Император с радостью согласился.

-3

Мальчики издавали свой журнал ​под названием «Муравейник». ​ Однажды Жуковский попросил своих учеников придумать свой девиз для флага на собственном нарисованном острове. На своем рисунке Александр изобразил скалу, муравья и якорь, а вокруг шла надпись: «Постоянство, деятельность и надежда». «Такому человеку уже можно доверить Отечество», — радостно подумал ​ Василий Андреевич. В 16 лет ​ наследник принял присягу на верность ​ государю и Отечеству и на соблюдение права ​наследования власти. ​Ее принимали все члены ​императорской фамилии по достижению совершеннолетия, для чего изучали основные законы империи. Вместе с Жуковским наследника ​готовил к присяге М.М. Сперанский, составитель 45-томного ​Свода Законов Российской империи. Весной 1837 года девятнадцатилетний ​наследник ​сдал последние экзамены и отправился с Жуковским в многомесячное путешествие по России с целью ​ ознакомления с ее природой, климатом, ​ хозяйством и устройством. ​ Сохранились письма​ Николая Павловича цесаревичу — отец ​ в мельчайших деталях интересовался ​ ходом поездки.

-4

«Радуюсь, что​ ты ознакомился с частью сердца России и увидел всю цену благословенного сего края», — писал Николай Павлович, как ​ обычно подписав свое письмо «Твой верный друг».

Однако возникали и сложные ситуации, доставлявшие родителям немало переживаний. После возвращения из поездки цесаревич серьезно увлекся ​ фрейлиной Великой княжны Марии Николаевны ​красавицей полькой О.О. Калиновской. Дело дошло до серьезных объяснений и Александр объявил родителям, что готов ​во имя брака с Калиновской "пожертвовать всем", т.е. отказаться от права на престол. От потрясения императрица заболела. Император видел, что ​ сын от любви находится в невменяемом состоянии, и уговоры на него не действуют. Отец жалел его, не устраивал "сцен" и не ​ прибег к запрету. Он по-отечески побеседовал с Калиновской, долго объяснял девушке, что на карту поставлена судьба империи, призывал к благоразумию, к необходимости личной жертвы во имя общего блага… Калиновская ​оценила доверительность императора. Она покинула Двор и Петербург. Император, зная о её материальной необеспеченности, выделил средства, чтобы она могла ​ устроить свое семейное счастье. Через некоторое время она вышла замуж за графа Огинского.​ Пройдет ​тридцать лет, и сын Александра II, ​цесаревич Александр Александрович ​встретит свою юношескую любовь в лице княжны М.Э. Мещерской и объявит отцу, что готов отречься от прав на престол во имя женитьбы. Реакция ​Александра Николаевича ​оказалась совсем не такой, как у его отца. Он устроил сыну страшный скандал, выгнал его​ из кабинета и ​выслал Мещерскую из Петербурга без каких-либо объяснений.

-5

Прошло двадцать лет, цесаревич стал императором Александром II, но до конца своих дней ​с любовью вспоминал своих наставников. В историю он вошел как царь-освободитель: он отменил крепостное право в России и ​освободил болгар от турецкого ига. Самым близким он признавался: «Как ненавижу я эти царские ​почести ​и эту власть над людьми, как бы я хотел просто быть человеком».