Найти тему

Формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.

Сидоренко Вера 115 группа

Научный руководитель: Пенкина Наталья Ивановна

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования к читательской грамотности отражены в планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Группа читательских умений «Находить и извлекать информацию» Задания, проверяющие читательские умения, связанные с поиском информации в одном или нескольких фрагментах текста, в разных текстах, а также умения локализовать и определять наличие или отсутствие данной информации в тексте.

Группа читательских умений «Интегрировать и интерпретировать информацию» Правильное выполнение заданий этой группы требует глубокого погружения в текст, соединения отдельных сообщений друг с другом, извлечения из текста такой информации, которая не сообщается напрямую, установления скрытых смысловых связей. Для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, факты и мнения, кратко формулировать основные мысли.

Группа читательских умений «Оценивать содержание и форму текста» Умения этой группы требуют от читателя способности «взглянуть на текст со стороны», осмыслить и оценить прочитанное, соотнести информацию текста с собственными знаниями и опытом. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов и личного опыта. Серьезной работы читателя требует оценка полноты, достоверности информации, выявление противоречий, содержащихся в одном или нескольких текстах. Особую трудность представляет анализ формы текста, понимание назначения элементов текста, соотнесение использованных приемов с авторским замыслом.

Какие трудности испытывают ученики начальных классов?

• находить в тексте конкретные сведения, представленные как в

явном, так и в неявном виде;

• связывать информацию из разных частей текста, в том числе

визуальную (фотографии, рисунки) в целостное сообщение;

• устанавливать последовательность событий; причинно-следственные связи;

• интерпретировать информацию из текста;

• использовать текст для доказательства своего мнения;

• понимать иносказательный смысл сообщения;

• выделять главное, определять основную мысль и тему высказывания;

• использовать информацию из текста для размышления о других

ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.

Из определения следует, что читательская грамотность - основная, ведущая не только при обучении в школе, но и в жизни. Читательскую грамотность следует рассматривать как основу всех функциональных грамотностей. Основы читательской грамотности формируются в начальной школе.

Какие это умения?

-потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

-готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

-способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

-ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации

При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.

В начальной школе, кроме уроков литературного чтения, ученики получают информацию, читая текст, на уроках окружающего мира. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными (учебными) текстами. В формировании ЕНГ (Естественно-научной грамотность) ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», затем изучение биологии, географии, экологии, физики и химии. Для эффективного образования основы ЕНГ должны быть заложены в начальной школе. В основной школе ЕНГ получает своё развитие и совершенствуется, т.е. идёт преемственная связь начальной и основной школы. Поэтому умение работать с научной статьёй мы начинаем формировать в начальной школе.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его активность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:

1.Научно объяснять явления.

2.Понимать особенности исследования.

3.Научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Из этого определения вытекают требования к заданиям – они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетенций и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Они группируются по следующим контекстам: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологии.

Контекст – очень важное условие того, чтобы данное учебное задание можно было считать заданием на естественнонаучную грамотность. Ведь ЕНГ (как и другие виды функциональной грамотности) как раз и предполагает способность применить знания в реальной ситуации, а не в рафинированных абстрактных условиях.

Для заданий по ЕНГ определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:

1.Низкий – это выполнение одношаговых процедур (распознавать факты, термины, принципы или понятия)

2.Средний - использование и применение понятийных знаний для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

3.Высокий - анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Основываясь на этом для достижения умений, компетенций были разработаны следующие приемы работы по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира.

Актуализация знаний (Подготовительный этап)

Цель: побудить познавательный интерес детей.

Облако понятий - на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

2 класс Тема: «Формы земной поверхности» (Равнина, гора, холм, овраг, горный хребет)

3 класс Тема: «Тела, вещества, частицы» (Тела, вещества, частицы)

4 класс Тема: «Мир глазами астронома» (Астрономия, Вселенная, Солнечная система)

Использование загадок по теме текста – детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста.

1 класс. Тема: «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)

2 класс Тема: «Какие бывают животные» (загадки про насекомых, рыб, птиц, зверей)

3 класс Тема: «Разнообразие растений» (загадки про водоросли, мхи, папоротники)

4 класс Тема: «Наши подземные богатства» (загадки про нефть, природный газ, уголь, золото)

Составление пазла – детям в парах (группах) раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чём они узнают из текста, нужно собрать картинку.

1 класс. Тема: «Кто такие рыбы?» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображениями рыб)

2 класс Тема: «Явления природы» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображениями явлений природы)

3 класс Тема: «Животноводство» (картинки животных)

4 класс: Тема: «Пустыни» (картинка пустыни)

Проблемный вопрос– классу задаётся проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержание научного текста.

1 класс. Тема: «Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным)

2 класс Тема: «Берегись автомобиля!» (Как нужно переходить улицу?)

3 класс Тема: «Наше питание» (Как правильно питаться?)

4 класс Тема: «Начало истории человечества» (Когда появились люди, по своему облику похожие на современного человека?)

Второй этап Работа с текстом (Основной этап)

Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми.

Словарная работапо ходу чтения текста дети простым карандашом подчёркивают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.

3 класс Тема: «На севере Европы» (фьорды, гейзеры)

4 класс Тема: «Поверхность нашего края» (овраг, балка, терриконы)

Восстановление текста- по ходу работы с текстом дети должны заполнить пропуски, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.

2 класс Тема: «Явление природы», «Путешествие по Москве», «Пожар!»

3 класс Тема: «Что такое экология», «Размножение и развитие животных», «Чтобы путь был счастливым»

4 класс Тема: «Мир глазами географа», «Пустыни», «Земля-кормилица».

Можно отдельно приготовить карточки

4 класс «Мир глазами астронома»

4 класс «Во времена Древней Руси»

Редактирование текста

Прочитай текст. Найди в нём несоответствие. Запиши исправленный вариант текста.

3 класс Тема «По знаменитым местам мира».

Выборочное чтение – дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.

4 класс. Тема «Пётр Великий»

1 группа -Детство Петра Первого

2 группа –Царь-преобразователь

3 группа – «Морским судам быть!»

4 группа – Град Петра

Чтение с остановками – чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации.

Выбор верных и неверных высказываний с опорой на текст и рисунок

Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.

2 класс Тема: «Ты и твои друзья»

3 класс Тема: «Превращения и круговорот воды»

4 класс Тема: «Моря, озёра и реки России»

3 класс «В центре Европы»

Укажи верные утверждения.

Перенос информации в таблицу с применением собственных наблюдений

С 1 класса ребята ведут научный дневник. Куда записываются данные наблюдений за сезонными изменениями в природе. Связь с жизненным опытом.

Наблюдение за погодой, наблюдения в природе осенью, зимой, весной и летом.

Дополнение готовых информационных объектов

4 класс

Здесь можно использовать задания ВПР по окружающему миру.

Объекты и явления живой и неживой природы

Формировать умения составлять схемы к тексту.

Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.

2 класс Тема: «Невидимые нити».

Кустарники – птицы – жуки, гусеницы – деревья.

Сопоставление информации текста учебника и таблицы

4 класс Тема: «Равнины и горы России»

(Установление соответствия

Формирование умения находить конкретные факты в тексте)

Третий этап: Итог, рефлексия (Заключительный этап).

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

Работа с пословицами и поговорками - детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации)

1 класс Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Сделал дело - гуляй смело.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука.

Лучше поздно, чем никогда.

2 класс Тема: «Будь природе другом!»

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Не все то золото, что блестит.

Тише едешь, дальше будешь.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

«Ярмарка вопросов» - дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами «Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?»

Составление памяток, инструкций.

1 класс Тема: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Режим дня школьника»

Памятка

Чтобы зубы были здоровыми и крепкими их нужно чистить.

Чистить зубы два раза в день.

Соблюдать правила чистки зубов.

Полоскать рот после каждого приема пищи

Не употреблять много сладкой пищи

Чаще употреблять овощи и фрукты

Посещать стоматолога два раза в год

Памятка

Нужно тщательно мыть руки с мылом, чтобы уничтожить вредных микробов.

Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – ещё раз, выйдя из него.

Не забывайте мыть руки перед едой и после еды.

Вымойте руки после игр с домашними животными.

Необходимо вымыть лицо и руки перед сном.

3 класс Тема: «Берегите воду!»

Памятка

Закрывайте водопроводные краны.

Не засоряйте водоемы.

Не оставляйте мусор на берегу.

Нельзя мыть транспортные средства в водоёмах.

Использование различных методов и приёмов способствует формированию читательской грамотности, уроки окружающего мира становятся более интересными, живыми. Разнообразие заданий привлекает внимание детей, а главное развивает интерес к научно-познавательным текстам, с которым они перейдут в старшие классы.