Найти тему
Заметки иллюстратора

Теория управления. УПРАВЛЯЕМЫЙ ХАОС

ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА

Теория УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА - это о том, как управлять неуправляемым, а именно - хаосом, являющимся естественным следствием развития сложных систем. Хотя, управление здесь - не вполне строгий термин, скорее, речь идет о некотором регулировании и направлении в желаемую сторону.

СИСТЕМА вообще - понятие весьма широкое. Под системой можно понимать любой объект, рассматриваемый не просто как единое целое, а как совокупность отдельных элементов, находящихся во взаимосвязи друг с другом.

СЛОЖНАЯ СИСТЕМА - это система, состоящая из большого количества элементов и взаимосвязей.

СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ СИСТЕМЫ - степень упорядоченности взаимосвязей между элементами. Чем более структурирована система, тем более предсказуемо ее поведение. Примером хорошо структурированной системы является кристаллическая решетка - каждый атом кристалла находится строго на своем месте, взаимосвязи с соседними атомами четко определены. Другой пример - иерархическая система руководства предприятием, в которой каждой должности соответствуют определенные функции, взаимосвязи между представителями руководства также определены регламентом.

ХАОТИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ - характеристика, противоположная структурированности, определяется долей случайных взаимосвязей. Примеры максимально хаотических систем - идеальный газ, молекулы которого взаимодействуют между собой случайным образом, или толпа на площади.

Разумеется, не существует абсолютно структурированных или хаотических систем. В любой реально существующей структуре всегда найдется нарушение, несовершенство, являющееся зародышем хаоса, и в любом реальном хаосе можно обнаружить элементы структуры. То есть, как хаотичность, так и структурированность присущи в разной степени любой реальной сложной системе.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ - процесс усложнения и упорядоченности системы, появление в ней новых элементов и взаимосвязей.

ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА - система, в которой кроме чисто внутренних процессов происходит еще и взаимодействие с окружающей средой, с другими системами.

В данной работе мы будем рассматривать сложные открытые системы, в которых хаотичность существенно превышает структурированность. К таким системам можно отнести, например, человека, организацию, регион, страну, экономику, экологию итак далее. Именно к таким системам применима теория управляемого хаоса.

Поскольку это открытые системы, в них происходят как внутренние процессы, так и процессы взаимодействия с окружающей средой. Внутренние процессы в системе всегда увеличивают ее хаотичность, согласно закону неубывания энтропии. Взаимодействие с окружающей средой может приводить как к увеличению хаотичности системы, так и к ее структурированию. Усложнение системы, а значит и ее развитие, также происходит в результате взаимодействия. Таким образом, хаотичность закрытой сложной системы всегда возрастает, однако, открытая система может находится в состоянии динамического равновесия.

ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ - состояние, когда рост хаотичности компенсируется структурирующими процессами.

Разделить внутренние и внешние процессы в открытых системах, зачастую, весьма сложно. Попробуем пояснить на примере волчьей стаи. Это система, находящаяся в динамическом равновесии, с четкой иерархической структурой, элементы которой постоянно меняются (например, один вожак сменяется другим), но в целом структура стабильна. И вроде как, образование этой структуры - процесс чисто внутренний, но образуется она за счет контакта со средой - стаей эффективнее охотится на то, что бегает во внешней среде, защищать от ее факторов потомство и обучать его взаимодействию с этой самой внешней средой.

Однако в более сложной системе, такой как человеческое сообщество, естественных механизмов структуризации, необходимых для поддержания динамического равновесия может оказаться недостаточно.

Но, в отличие от волков, человек обладает разумом, способным к анализу и стратегическому планированию, и, при необходимости способен создать собственные ИСКУССТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ для сдерживания нарастающего хаоса. К таким механизмам относятся, например, принятые в обществе моральные нормы, законодательство, господствующая религия.

Хаотические системы подчиняются принципу САМООРГАНИЗУЮЩЕЙСЯ КРИТИЧНОСТИ. Он заключается в том, что чем сложнее система, тем интенсивнее в ней идут процессы, вызывающие рост хаоса, и тем сложнее структурирующим процессам это компенсировать. За счет этого динамическое равновесие системы становится все более неустойчивым и, в конце концов, достигает такого критического состояния, в котором любой, вроде бы, малозначимый для системы процесс способен вывести ее из равновесия и, за счет множества взаимосвязей, вызвать множество внутренних процессов, вызывающих лавинообразное нарастание хаоса. Это критическое, но все еще равновесное состояние называется САМООРГАНИЗУЮЩЕЙСЯ КРИТИЧНОСТЬЮ.

Необходимо отметить, что стремление хаотической системы к самоорганизующейся критичности - естественный процесс, характерный для любой такой системы, причем, чем сложнее система, тем более выражено это стремление.

Наглядно состояние самоорганизующейся критичности можно представить как шарик, находящийся на вершине осесимметричной горки. Он находится в состоянии неустойчивого равновесия, когда малейшее случайное воздействие приводит к тому, что состояние шарика резко меняется - он скатывается с горки, причем направление, в котором шарик покатится коррелирует со случайным направлением воздействия, а значит, тоже случайно. И воздействие это рано или поздно непременно произойдет, поскольку мы рассматриваем открытую систему, то есть и шарик, и горка окружены средой, в которой что-то все время происходит.

(Аналогия неполная, ибо состояние самоорганизующейся критичности возникает в системе формируется спонтанно, а шарик на горку кто-то должен положить).

УПРАВЛЕНИЕ ХАОСОМ заключается в том, чтобы отследить в системе момент возникновения самоорганизующейся критичности, или даже ускорить этот процесс, выбрать направление, наиболее для нас привлекательное по тем или иным причинам, и, не дожидаясь, пока шарик скатится в рандомном направлении, произвести небольшое воздействие, толкнув шарик в направлении, нами выбранном, и пусть себе катится. То есть, возвращаясь от наглядной аналогии к системе - мы не управляем непосредственно процессом лавинообразной хаотизации, мы лишь выбираем момент ее начала (в ограниченном диапазоне) и характер образующегося после этого в системе хаоса.

Теория управляемого хаоса применительно к человеческим сообществам была разработана канадским изобретателем Стивеном Манном на основе, в том числе, работы И. Пригожина и И. Стенгерс "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой". Ознакомиться с этой теорией во всех подробностях можно почитав первоисточник: ТЕОРИЯ ХАОСА и СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА

Наиболее эффективное применение теории управляемого хаоса мы можем наблюдать в отношении некоторых стран - это серия цветных революций.

Как уже отмечалось ранее, для таких систем, как человеческие сообщества, характерно создание дополнительных искусственных механизмов структуризации, позволяющих сдерживать нарастание хаоса. Эти механизмы, как правило, вполне неплохо работают в тех повседневных условиях, для которых они были созданы. Но человеческое сообщество - развивающаяся структура, соответственно, условия меняются и искусственные механизмы структуризации, чтобы продолжать функционировать, должны меняться соответственно. Однако, поскольку эти механизмы искусственно созданы людьми, они весьма инерционны, то есть меняются медленно.

Если процесс изменения происходит плавно, механизмы структуризации успевают под них подстроится и равновесие в системе сохраняется. Однако, в случае, если скорость изменения системы превышает адаптационные возможности механизмов структуризации, они не успевают подстроится под новые условия и, продолжая функционировать в прежнем режиме, только усиливают и без того ускорившиеся процессы хаотизации, тем самым приближая точку самоорганизующейся критичности.

Поэтому первое, что делается для организации в стране цветной революции - это создание условий для ускорения происходящих в системе изменений. Это удобно осуществлять под маркой УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛА СВОБОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ. Стремление к большей свободе - естественное качество человека, свободное сообщество свободных людей - это, бесспорно именно то, к чему стоит стремиться, но при этом необходимо учитывать важный момент - к свободе общество должно быть готово. А степень готовности сообщества к свободе определяется готовностью к ней составляющих это сообщество элементов - людей.

Как уже отмечалось, человек сам является открытой сложной системой, и для него, как и для любой такой системы, работает принцип самоорганизующейся критичности. И точно также, как у сообщества, у каждого отдельного человека существуют механизмы структурирования, компенсирующие увеличение хаоса и поддерживающие динамическое равновесие на протяжении жизни. К таким механизмам можно отнести:

- внутренние нормы, частично заложенные при воспитании, частично сформированные самостоятельно;

- способность к мышлению и оценке, позволяющая эти нормы формировать, которая оттачивается в процессе обучения;

- чувство принадлежности к сообществу, позволяющее при формировании внутренних норм не ставить свои интересы по значимости выше интересов других членов сообщества.

При этом важно, чтобы чувство принадлежности к сообществу имело не локальный, а как можно более вложенный характер. Локальный характер подразумевает чувство принадлежности к какому-то определенному сообществу (семья, коллектив, нация), и т.д., и этим ограничивается. Вложенный же характер - это ощущение чувства принадлежности ко всем вложенным сообществам - семья, народ, страна, человечество (структура вложенности индивидуальна и может быть довольно разветвленной).

Эти механизмы структуризации, как и все аналогичные, формируемые искусственным путем, инерционны. Предоставление же человеку дополнительных свобод увеличивает возможности выбора и, тем самым, усложняет систему и усиливает в ней процессы хаотизации. Если это происходит постепенно, например, пока ребенок растет, механизмы структуризации формируются параллельно и успевают подстроиться под усложняющуюся систему человека. Однако, если свобода предоставляется вдруг и сразу, в условиях, когда механизмы структуризации заточены под более низкий ее уровень, мы получаем лавинообразное ускорение нарастания хаоса, которое просто разрушает систему, и в первую очередь, такие механизмы структурирования, как внутренние нормы.

Этот процесс происходит с каждым или почти каждым элементом человеческого сообщества, что лавинообразно усиливает хаос уже в системе этого сообщества, в результате чего вместо гармоничного (то есть постепенно развивающегося, находящегося при этом в состоянии динамического равновесия) свободного сообщества свободных людей мы получаем просто беспредел (пример - 90-е в нашей стране).

Чтобы такого не произошло, структурирующие механизмы, соответствующие большему уровню свободы, необходимо сформировать заранее. Однако, при организации цветной революции в стране не стоит задача обеспечить такое соответствие, скорее наоборот - нужно обеспечить структурирующие механизмы, соответствующие меньшему уровню свободы, чем имеющийся в наличии или предполагаемый в ближайшей перспективе.

Поэтому следующая задача при организации цветной революции - СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛА СТРУКТУРИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ - неопределенность и расширение закладываемых при воспитании внутренних норм, ориентирование образования не на развитие мышления, а на запоминание алгоритмов, формирование поверхностного подхода к познанию и клипового мышления, первостепенного приоритета эмоций, снижения чувства принадлежности к общности путем культивирования эгоцентризма, а также замена вложенного чувства принадлежности к общности локальным. Конкретные пути решения этой задачи с примерами описаны во многих источниках, но мы постараемся в следующих работать разобрать каждый из них подробно, по возможности исключив свойственные изученным нами источникам крайности. Однако, вдумчивый и внимательный читатель может при желании легко самостоятельно найти и проанализировать примеры решения этой задачи в текущей действительности. Здесь же нас интересует максимально обобщенная схема.

Решение описанных задач ускоряет и усиливает процессы хаотизации системы выбранной страны, и, хотя еще не формируют заданное направление хаотизации, создают условия для того, чтобы его можно было сформировать достаточно эффективно, однозначно и, по возможности, незаметно для широких масс.

Это достигается путем ВЛИЯНИЯ НА СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ (основную структуру ответственную за формирование и своевременную трансформацию структурирующих механизмов). Представителям системы управления делается предложение, от которого невозможно отказаться - помощь в формировании новых механизмов структуризации в условиях, когда система управления страны с этим не справляется. Или, как вариант, помощь в выводе собственной жизни представителей системы управления за рамки всеобщей хаотизации, проще говоря, обещание руководству не дать скатиться в пропасть хаоса вместе со страной, в обмен на то, что руководство хаотизацию поддержит или, хотя бы, не будет мешать. Выбор варианта зависит в общем случае от личных качеств руководителя.

Получив возможность влиять на систему управления организаторы цветной революции внедряют в систему управления, в законодательство, в общество механизмы, способствующие не только ускорению формирования самоорганизующейся критичности, но формирующие характер воздействия, которое столкнет систему именно в нужном организаторам направлении. Механизмов таких множество, они взаимосвязаны. Так, например, проводится реформирование образования, приводящее к существенному ухудшению его качества, что в свою очередь, приводит к общему отуплению населения. Это является благодатной почвой для распространения всевозможных учений, направляющих человека в сторону ухода от окружающей действительности, сосредоточении на себе любимом. Кроме того, массовое невежество и отсутствие у большинства даже зачатков критического мышления дает возможность внедрять в массовое сознание любые страхи и идеи, которые нужны организаторам. Также широко используются механизмы, способствующие разделению управляющей системы и населения страны. За счет этого падает качество системы управления, поскольку в нее попадают по принципу родства или дружбы, а не профессионализма, кроме того, личные интересы представителей системы управления выходят на первый план, а интересы страны и народа задвигаются подальше или вовсе перестают учитываться. Рост приоритета личных интересов представителей системы управления, в свою очередь, делает ее еще более зависимой от организаторов цветной революции. Эти и другие механизмы мы, возможно, так же разберем в следующих работах.

В результате такой комплексной, слегка скрытой деятельности, преподносимой, как правило, как ветер свободы или помощь бедному соседу, механизмы формирования самоорганизующейся критичности работают как часы, и останется только подождать, пока событие, вызывающее лавинообразное нарастание хаоса произойдет само, либо непосредственно это событие инициировать.

ВЫВОДЫ

Для человеческого общества, как и для любой сложной открытой системы, характерен процесс периодического возникновения самоорганизующейся критичности. Это естественный процесс, применительно к человеческому обществу он обеспечивается естественным же стремлением человека к большему количеству степеней свободы, что обеспечивает развитие человеческого общества, что сопровождается его усложнением, как системы. В более сложной системе процессы хаотизации идут интенсивнее, и механизмы структуризации, сложившиеся в более ранних условиях, могут за ними не успевать.

Вообще говоря, модернизация механизмов структурирования - задача системы управления. И чтобы справиться с этой задачей, система управления должна быть хорошо структурированной - менее хаотичной, чем вся остальная система, иначе она просто с задачей не справится. Но, если мы говорим о человеческом сообществе, из кого состоит система управления? Из элементов этого сообщества - людей. Поэтому целесообразно заранее озаботится тем, чтоб индивидуальные механизмы структурирования каждого элемента опережали усложнение системы, и наиболее преуспевшие в этом деле элементы вводить в систему управления. Напомним, что является механизмами структуризации индивидуума: внутренние морально-этические нормы, способность к критическому мышлению, чувство принадлежности к данному сообществу.

Основной же задачей же системы управления является организация массового процесса формирования индивидуальных механизмов структурирования, в темпе, опережающем нарастания в системе хаоса. То есть, проще говоря, обеспечение воспитания свободных людей, подразумевая при этом что свобода - это, прежде всего, ответственность, а уже потом возможности, до расширения рамок предоставляемой свободы, без расчета на то, что была бы свобода, а ответственность сама как-нибудь сложится.

Теоретически можно предположить, что, если система работает именно так, причем работает хорошо - процессы структуризации ее элементов четко компенсируют процессы нарастания хаоса за счет опережающего развития механизмов структурирования, то общество в таком динамическом равновесии может находиться достаточно долго.

Но, поскольку в мире нет совершенства, даже отлично налаженная максимально гибкая система рано или поздно может дать сбой - процесс развития может выйти из равновесия и произойдет перекос в одну или другую сторону.

Преобладание в обществе процессов структуризации, вероятно, приведет его в состояние, которое принято называть антиутопия. Такое общество неплохо показали, например, Е. Замятин в романе "Мы" и О. Хаксли "Дивный новый мир". Однако, в отличие от процессов хаотизации, процессы структуризации в человеческих сообществах лавинообразного эффекта не имеют, они идут постепенно и подконтрольны системе управления. При наличии адекватной системы управления поворот в сторону антиутопии можно вовремя заметить и пресечь, впрыснув в систему немного хаоса в виде дополнительных свобод.

С процессами хаотизации сложнее, поскольку они являются естественными и могут происходить не только внутри системы, где их можно компенсировать, но и в результате взаимодействия системы со внешней средой, которая внутренней системе управления не подконтрольна.

Конечно, есть вариант сделать систему закрытой, максимально исключив влияние взаимодействия. Однако, любая закрытая система неизбежно вырождается, ибо третий закон термодинамики (увеличение энтропии замкнутых систем) никто не отменял даже для человеческих сообществ. Состояние динамического равновесия возможно только в системе открытой, поскольку взаимодействие со средой является его основной составляющей.

И, поскольку мы имеем дело с открытой системой, всегда возможны варианты как естественной внешней хаотизации, например, за счет природных факторов, так и применения к нашей системе методов теории управляемого хаоса. В обоих случаях система, несмотря на работу структурирующих механизмов, может прийти к точке самоорганизующейся критичности. И в этом случае системе управления целесообразно иметь в запасе механизм, позволяющий толкнуть систему в нужную сторону, не дожидаясь, пока его толкнет кто-то другой. В итоге мы получим лавинообразное нарастание хаоса, однако это не будет для нас неожиданностью, и, кроме того, система управления будет знать заранее, что с этим хаосом делать, поскольку сама выбрала направление.

Есть конечно еще вариант, дождаться, пока система сама скатится в рандомную сторону и рассчитывать на то, что, может быть, получится не так плохо... Но его можно не учитывать, ибо в современных реалиях, кому толкнуть систему в собственных, а не системы, интересах всегда найдется.