Найти в Дзене

Откуда берутся детские страхи?

Оглавление

Все дети чего-нибудь боятся. Детские страхи — вообще вполне нормальное, даже можно сказать, обязательное явление. Через него проходит любой человек. Все мы чего-нибудь боялись в детстве. От одних страхов избавились сразу, а иные остались с нами надолго. Что же вообще такое страх? Чем детские страхи отличаются от страхов взрослых? Во всех этих вопросах разберёмся, а заодно вспомним фильм «Сомния»: про мальчика, приводившего бабочек (и не только) из своих снов в реальный мир.

Детский страх - нормальное, возрастное явление. В детстве мы склонны бояться того, чего во взрослой жизни уже не боимся (C) Pexels
Детский страх - нормальное, возрастное явление. В детстве мы склонны бояться того, чего во взрослой жизни уже не боимся (C) Pexels

Что такое страх?

Прежде всего, что такое страх вообще? Мы в жизни часто слышим это слово, но что оно обозначает? Страх — это эмоция или чувство, возникающее или связанное так или иначе с опасностью. Чувство всегда направлено на кого-то или что-то. В случае страха, оно направлено на то, чего мы боимся. Чаще всего страх можно выразить, описать. Впрочем, бывают ситуации, когда не вполне понятно, чего же именно боимся.

Ещё страх может иметь разную яркость и длительность процесса. Яркий и непродолжительный страх именуют испугом. Длительный, но неяркий, тусклый страх называют тревожностью. При тревожности нередко бывает, что и саму причину страха объяснить с ходу не получается. Очень сильный страх — это ужас.

У исследователей нет однозначной классификации страхов. Разные психологи делят страхи по-разному. В принципе, мне доводилось встречать несколько попыток систематизировать страхи. Чаще всего, страхи делят на 3-4 группы: страхи, вызываемые биологическими причинами; социальные страхи; страхи, связанные с глобальными, экзистенциальными вопросами. Впрочем, нередко определённый страх может относиться сразу к нескольким группам. Так, например, страх смерти — это больше экзистенциальный страх. Страх публичных выступлений — социальный страх, но имеются и биологические причины. Ну и так далее.

Страх вызывают как нормальные, объективные причины, так и причины не вполне адекватные. То, что несёт за собой действительную опасность вызывает здоровый страх. Если же человек боится того, что опасно очень условно, либо неопасно вовсе, то речь идёт о так называемых фобиях.

Чем детский страх отличается от обычного, «взрослого» страха?

У детей страхи отличаются от взрослых по природе, своей структуре, хотя по своей выраженности, по основным процессам, эмоциям детские страхи от взрослых не отличаются. Отличаются страхи именно предметами: дети боятся чаще всего того, чего взрослые уже не боятся. Ну, за исключением тех взрослых, кто сохранил свои детские страхи, перенёс их во взрослую жизнь.

Детские страхи являются особым психологическим феноменом. Дело в том, что связаны они тесно с процессом взросления, приобретения опыта, формирования личности. Не бывает ребёнка без страхов совсем. В таком возрасте вполне нормально чего-нибудь или кого-нибудь бояться.

Вот только очень важно взрослым разбираться в этой теме. Детские страхи нельзя высмеивать, отвергать, опровергать, не относиться к ним серьёзно. Это одна крайность. Вторая крайность, с ней мы тоже часто сталкиваемся, увы, это когда к детским страхам относятся как к ненормальности, психическому расстройству, болезни. Грань, впрочем, может быть тонкой, но вполне нормально, когда дети не просто чего-то боятся, но добавляют к этому фантазию, создают несуществующие детали и свойства.

Чего боятся дети? Как меняются страхи в зависимости от возраста детей?

Проводилось множество психологических исследований основных предметов и причин детских страхов. Результаты интересны тем, что в зависимости от возраста ребёнка отличаются и типичные страхи.

Так, в дошкольном возрасте чаще всего боятся темноты, одиночества, животных, а также сказочных героев и чудищ, а ещё врачей и всего прочего медицинского. Ближе к школе, ну и в раннем школьном возрасте страхи меняются. Дети задаются экзистенциальными вопросами, вроде жизни, смерти. Так, школьники боятся своей смерти или смерти родных. Те страхи, что были в дошкольном возрасте, сохраняются, но видоизменяются, обретают нередко персонализированную форму. Ну и появляются такие страхи, как заболеть, опоздать, ошибку в уроках совершить. Вообще, помимо болезней и смерти, дети начинают всё больше бояться наказания, ошибок, осуждения. В подростковом возрасте больше всего боятся потерять себя, своё лицо: появляются страхи осуждения другими, страхи одиночества и отвержения обществом, страх отсутствия самореализации. Совсем детские страхи проходят, но приходят чисто подростковые страхи, которых у взрослого, сформировавшегося человека уже нет.

А ещё, подростки очень склонны к преувеличению. Частное мнение одного человека воспринимается как общее мнение и осуждение. Скажем, одна-две неудачи в чём-нибудь могут запросто поставить крест на том или ином виде деятельности. Одно лишь осуждение кем-нибудь творчества подростка запросто может убить желание заниматься этим впредь. И это при том, что именно в подростковом возрасте, юности, очень хочется творить и заниматься всем подряд.

Страхи в детстве — естественное дело

Повторюсь, детские страхи не являются чем-то плохим, болезненным или неправильным. В норме страхи постепенно преодолеваются. Человек меняет свои убеждения, реакции, в зависимости от получаемого опыта. Страхи уходят (впрочем, на их место могут приходить страхи новые — это тоже нормально). Плохо, когда детские страхи не проработаны и уходят во взрослую жизнь. Нередко, наличие таких страхов указывает на незрелую личность, на инфантилизм, особенно когда это всё сопровождается инфантильным поведением, отношением к жизни.

Детские страхи и родители

Дети живут не сами по себе, а всегда в обществе взрослых. Чаще всего это родители, но могут быть и другие взрослые. В том числе, дети могут расти в социальных учреждениях. И тем не менее, условно будем называть всех близких взрослых родителями ребёнка. Чисто из-за удобства.

Когда спрашивают, чего именно боятся дети, приходит один универсальный ответ. Дети боятся того, чего боятся близкие им взрослые. Другое дело, что страхи в этом возрасте очень специфичны в силу возрастных особенностей: дети склонны досочинить, приукрасить действительность. Выпячиваются несущественные детали, но самое важное может быть скрыто за яркими признаками, привлекающими внимание ребёнка. Получаются очень своеобразные страхи.

Это очень хорошо было показано в фильме ужасов «Сомния». В этом мистическом фильме семейная пара взяла ребёнка из детского дома (родной сын погиб из-за несчастного случая).

«Сомния» (Before I Wake, 2014)

Мальчик был очень хорошим, но обладал буйной фантазией. А ещё, его сны могли материализоваться. Так, он заполнил однажды весь дом бабочками. В другой раз вообще «оживил» умершего родного сына своих приёмных родителей. Фильм пересказывать не буду, советую его просто посмотреть один раз.

Показательно в этом фильме другое. Родная мама мальчика умерла от рака, когда ему было 3 или 4 года. Страх раковой болезни трансформировался, персонализировался в чудовище по имени «Крак». Это было костлявое, лысое чудище. Если оно снилось мальчику, то выходило из под контроля. Могло с собой забрать кого-нибудь из взрослых. Хоть фильм и фантастический, но механизм появления детских страхов показан в нём очень хорошо.

Такая персонализация страхов бывает не только в мистических фильмах. Вообще, нередко страхи имеют символическую или иносказательную форму. То, что вызывает страх у детей, может выглядеть как одушевлённое существо. Об этом поговорим чуть позже. Сейчас же хотелось продолжить разговор о роли взрослых в формировании страхов у детей.

Дети не просто так боятся того, чего боятся родители. Эти механизмы заложены в психику ребёнка. Они защищают и берегут маленького ребёнка, хотя для подростка и взрослого будут скорее вредны, чем полезны. Отчасти, я разбирал эти механизмы в статье про роль отца в жизни ребёнка.

Как донести до маленького ребёнка, чтобы не прикасался к горячей плите? Можно несколько раз сказать, но эффекта будет ноль. Кто-то ребёнка ударит или ещё как накажет, но тут эффекта может и не быть. А вот если эмоционально, со страхом произнести: «Не прикасайся! Плохо будет!», чтобы самого аж передёрнуло, то с великой вероятностью эмоции передадутся ребёнку. Передастся не просто запрет, но завязанный на страх запрет. Примерно так это работает. В раннем детском возрасте к тому же дети склонны некритично воспринимать всё, что им говорит взрослый, особенно отец. Соответственно, и страхи (бессознательные — в том числе) передаются. Осмысление приходит гораздо позже, с собственным взрослением. Как и преодоление многих навязанных взрослыми страхов.

Этим объяснима тяга некоторых подростков к экстремальному поведению. Таким образом старые, навязанные страхи и запреты преодолеваются. Вот только происходит это не всегда адекватно.

Фобии тоже родом из детства

Фобии также часто формируются в детстве. Просто в силу того, что они необычны, нетипичны, часто переходят во взрослую жизнь без проработки. Так, у одних фобию могут вызывать телефонные звонки; у других — сам вид воды (реки, моря, озёра). Третьи боятся клоунов. Четвёртые до дрожи и потери сознания боятся пауков.

К слову о пауках и страхе щекотки. Сам страх щекотки — естественная реакция человека. Записано на уровне генетической памяти. Дело в том, что в очень далёкие времена, когда люди жили в пещерах, встреча с разного рода живностью могла закончиться плачевно. Сколопендры, скорпионы, пауки, жуки ядовитые — все эти существа могли человека если не убить, то отравить. Вот почему люди боятся щекотки, ведь она так похожа на ощущения от ползающих по телу насекомых. Кстати, коты и собаки практически не боятся щекотки. У них свои специфичные реакции на почёсывания и прочие раздражители.

Помимо реакции на ползающих насекомых, завязанной на генетическую память, неприятен человеку и сам внешний вид этих существ. Почему? Дело в том, что человеку нравятся подобные ему существа. С такой же симметрией и формой. Котики, собачки, кролики приятны глазу: они похожи на нас; у них тоже по четыре конечности. Есть, правда, хвост и шерсть, но это не вызывает отторжения. Птицы выглядят несколько необычно, но также не вызывают неприятных эмоций своим видом. А вот когда видим странное существо с необычным количеством конечностей, возникает глубинная реакция, что это совсем «чужой». Лучше его не трогать.

Конечно, такие реакции прорабатываются, рационализируются, объясняются самому себе, что могут быть неопасные виды животных. Да и даже с опасным видом можно найти общий язык. Но бывает другая история... Когда к естественному природному страху примешиваются дополнения. В итоге, фобия укореняется в психике, избавиться от неё становится очень сложно.

Так, одна женщина очень боялась пауков. Вообще любых. Даже милых паучков, что живут в квартире. В её истории разбирался психолог. И вот что удалось выяснить, причём не сразу. Оказывается, родной старший брат женщины, когда они были маленькими, пошутил над сестрёнкой. Рассказал ей детскую сказку, героем которой был паук. Вот только перестарался мальчик. Получилась детская страшилка, а паук в ней был очень страшным и опасным. Девочка сама по себе была очень впечатлительной. Страх засел надолго, со временем всё больше укореняясь. В итоге, пришлось довольно долго и сложно избавляться от фобии, путём глубокой проработки. Так что от детских страхов лучше избавляться рано, в детстве, и не переносить их во взрослую жизнь.

Как выявляются детские страхи? Как от них избавиться в детстве?

Начнём с того, как страхи детские выявляются. Всем наверное набил оскомину распространённый приём детских психологов под названием «Нарисуй свой страх». И тем не менее, это один из самых простых способов разобраться взрослому в детских страхах. Правда, иногда это делается слишком топорно. А порой интерпретируется и вовсе неправильно. Скажем, если ребёнок обладает очень яркой фантазией, да к тому же хорошо умеет рисовать, можно увидеть в рисунках ребёнка такое... Что совсем не имеет отношения к действительности и переживаниям.

Нарисуй свой страх - излюбленный приём психологов. Впрочем, детские рисунки дают очень много самой разной информации об исследуемом ребёнке (С) FreePik.
Нарисуй свой страх - излюбленный приём психологов. Впрочем, детские рисунки дают очень много самой разной информации об исследуемом ребёнке (С) FreePik.

Есть другой способ. Ребёнку даются карточки с разными героями. Допустим, с героями сказок. Просим рассказать всё, что приходит в голову об этом герое. Путём перебора картинок, расспросами и анализом детских рассказов, можно тоже многое понять. Подходит, когда ребёнок хорошо говорит.

Способов и других немало существует. В конце концов, если ребёнок высокоинтеллектуальный, хорошо говорит, то он может и напрямую рассказать, что именно он боится и что его тревожит. В ходе достаточно длинного разговора можно тоже очень многое понять, проанализировать.

Страхи мало выявить. От них ещё надо избавиться. Поскольку детские страхи ещё не укоренились в психике, избавление от них не является очень тяжёлой процедурой. На помощь приходит детская фантазия. Так, существует метод под названием «сказкотерапия». Если кратко, это либо детская театральная постановка (декорации и прочий театральный антураж здесь неважен — важна именно театральность, ролевые игры и прочие актёрские приёмы), либо иная форма детского сказочного творчества. Скажем, можно поставить сценку, где несколько детей с одним примерно страхом побеждают злую Бабу Ягу. Можно нарисовать серию рисунков, где герой (делаем связку этого героя с ребёнком) побеждает злых сказочных персонажей. В иных случаях можно сказки сочинять и друг другу рассказывать.

Сказкотерапия, актёрские курсы - всё это неплохо избавляет детей от страхов и формирующихся фобий (C) Freepik, master1305
Сказкотерапия, актёрские курсы - всё это неплохо избавляет детей от страхов и формирующихся фобий (C) Freepik, master1305

Сказкотерапия — очень большая тема. Хотелось бы о ней рассказать подробнее отдельной статьёй. И хотел бы всё-таки отметить, что сказки, всякие эти темы кажутся несерьёзными. Игрой какой-то. На вид это действительно игра, но в мире ребёнка это не игра. У детей очень слабая грань в восприятии реальности, разницы игры и сказочного мира. В игровой форме очень многое делается, в том числе и нормальное обучение. Поэтому, если вдруг услышал кто из родителей, что ребёнку нужна сказкотерапия — не считайте, что это какой-то несерьёзный фокус. Это довольно серьёзная методика, хотя для взрослых она и будет выглядеть как нечто сказочное, игровое.

Страхи толпы и избиения

Один взрослый уже человек очень боялся толпы людей, а отсюда и публичных выступлений, да и вообще взаимодействие с публикой у него вызывало фобию. Разбирались. Выяснилось, что у человека оказывается страх, что его толпа людей может избить. Причём лежачего, ногами. Как вылечил известный психолог (и мой учитель) этого человека от страха? А очень просто... Значит, набрали группу добровольцев. Бедолагу привели на сцену. Попросили на сцену лечь. А добровольцев заранее подготовили: им нужно было ногами избить нашего героя. Попинать его как следует. Добровольцы это и сделали. Жестокий метод, но от страха человека избавили окончательно.

В детстве многие боятся ударов, боли, самого факта, что их могут ударить. И это при том, что опыта ударов и боли практически у ребёнка нет. Просто очень многое дорисовывает фантазия, что это нечто страшное, плохое, ужасное. В этом плане могут помочь игры: пятнашки, всякого рода салочки, а также игра, где проигравшего бьют лёгкими предметами (пенопластом, надувными шариками и т. п.). Подвижные игры, где собирается много детей, неплохо снимают очень многие детские страхи и зажимы.

Кстати, некоторые уже взрослые люди осуждают современных детей, молодёжь, говоря что они в этом же возрасте жили весело без всяких гаджетов. И в этом плане они правы. Современные дети действительно сильно ушли «в цифру», забывая о реальном мире и его прелестях. Так что, бросать надо иногда гаджеты и действительно побегать друг за другом, как-нибудь ещё повозиться, побеситься. Это неотъемлемая часть детства. Кому не было с кем побеситься в детстве, тот, считайте, обделённый человек.

Детские фантазии и вымышленные персонажи

Хотелось бы закончить этот текст. Получается уже очень длинно. Дети могут не просто бояться чего-то или кого-то, но и создавать в своём воображении вымышленных героев, злодеев или добрых. Детская фантазия может создавать такие миры, что взрослому только дивиться остаётся. О детской фантазии и страхах ночных поговорим в следующих сериях.

В этот раз я предлагаю обсудить в комментариях, чего именно боялись вы в детстве? Как преодолели свои страхи? Или может быть наоборот, какие-то страхи ушли во взрослую жизнь в виде фобий? Расскажите о своих страхах или страхах других знакомых вам людей.

Благодарю всех за внимание! Жду ваших комментариев, дорогие читатели!
Игорь Кучаев