Мы привыкли хранить наши сбережения в иностранной валюте, потому что, как показала практика во времена многочисленных кризисов курс доллара всегда рос, поэтому все, кто доверял ему не только сохранили свои деньги, но еще и приумножили капитал.
А что, если все не так уж и хорошо с долларом?
Чтобы оценить стабильность мировой резервной валюты, нужно окунуться в историю и понять, чем же это положение поддерживалось на протяжении десятилетий.
После отмены президентом США Ричардом Никсоном «золотого стандарта» доллара, его курс пошатнулся, что логично. Перед руководством страны стояла необходимость создать дополнительную ценность доллару, чтобы стабилизировать его положение.
В 1974 году (на фоне напряженной обстановки на Ближнем Востоке) США заключили стратегически важное и ценное соглашение с Саудовской Аравией о продаже нефти за доллары. В качестве благодарности Америка гарантировала военную поддержку королевства и ее месторождений.
Позднее, в 1975 году к продаже нефти за доллары присоединились и другие страны ОПЕК. США заключили долгосрочные контракты на поставки взамен на обязательства продавать "черное золото" другим странам только за доллары.
Таким образом, государства, которым валюта Штатов раньше была не нужна, пришлось закупать его для расчетов за энергоресурсы, что дало доллару распространение по всему миру. На полученные от продажи нефти доходы страны Персидского залива покупали долговые обязательства США, то есть деньги возвращались в экономику Штатов.
Что изменилось спустя полвека?
По мнению Саудовской Аравии, США не исполняет должным образом свои обещания по военной защите и поддержке. Данное обстоятельство «развязывает руки» в отношении валюты сделок по продаже нефти.
Санкции против России заставили многие страны пересмотреть объемы расчетов с использованием доллара США, и о сокращении в своих резервах долговых обязательств Америки.
Уже не один год Саудовская Аравия ведет переговоры с Китаем о взаиморасчетах за нефть в юанях. На сегодняшний момент КНР сравнялась по объемам импорта энергоресурсов из Саудовской Аравии с Соединенными Штатами и хочет иметь особые привилегии в отношении выбора валюты.
Россия и Индия также начинают вести торговлю в рупиях.
Иран совместно с Российской Федерацией заявили, что в условиях жестких санкций работают над единой цифровой валютой для осуществления платежей.
Торговля энергоресурсами между Россией и Китаем уже перешла на рубль и юань.
Аргентина и Бразилия обсуждают подготовку для появления новой общей валюты на Южноамериканском континенте.
Крупнейшие кредиторы США: Китай и Япония планомерно весь 2022 год распродают американские облигации.
Чувствуете, чем пахнет?
Происходит смена парадигмы. Доллар, в одно время захвативший весь мир, начинает потихоньку сдавать свои позиции. Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Какая же поддержка остается у доллара? Конечно, военная. Очевидно, что США не сдадут свои позиции легко, и конфликты – это единственный путь к удержанию лидерства.
Можно перефразировать де Сент-Экзюпери: «Если войны разжигают - значит - это кому-нибудь нужно».
Как думаете, сколько стран будут вовлечены в конфликты в ближайшие годы?