После прогулки на свежем морозном воздухе приятно погреться у печки или камина. Для наших предков печь и вовсе была частью жизни и часто становилась предметом искусства.
Первые изразцовые печи появились на Руси примерно 500 лет назад. Поначалу рисунки на плитках были совсем простыми и после кладки покрывались побелкой. Богато декорированные, покрытые глазурью, многоцветные плитки стали создавать гораздо позже. К началу 18 века такие печи уже напоминали произведения искусства.
В 19 веке процесс создания изразцов становится намного дешевле и проще из-за массового производства плитки на фабриках. Это, однако, не помешало и большим мастерам приложить руку к украшению печей и каминов.
Например, в начале прошлого века в Абрамцевской гончарной мастерской по проекту художника Михаила Врубеля был создан камин для московского особняка Саввы Мамонтова. Он был перевезён из Москвы в музей-заповедник Абрамцево в 1963 году. Сегодня в Мастерской представлены несколько каминов.
В литературе красивым изразцам тоже нашлось место:
«Изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку», «К девяти часам вечера к изразцам Саардама нельзя было притронуться», «он пришел с грязной влажной тряпкой из кухни, и с груди Саардамского плотника исчезли слова...»
Это «Белая гвардия» Булгакова, где печь становится символом дома и практически персонажем романа.
Не так много настоящих мастеров-печников осталось сегодня, но они есть и бережно хранят традиции предков, а изразцы, как и сотни лет назад, остаются интересным элементом декора для тех, кто хочет создать у себя в гостиной особый уют.