Или ЗАКОН ГАУЗЕ, ПРИНЦИП ВОЛЬТЕРРЫ - ГАУЗЕ.
В природе не существует той идиллии, о которой умилённо пишут романтики и о которой мечтают те, кто призывает всех "вернуться к истокам". Там ежечасно и ежесекундно идёт борьба за существование, не на жизнь, а на смерть. И борьба эта идёт за жизненно важные ресурсы - в первую очередь, пищу и воду.
Конечно, если разные организмы питаются разной пищей, делить им, по большому счёту, нечего. Поэтому насекомоядные птицы спокойно уживаются с растительноядными. Более того, крупные хищные птицы могут сквозь перья смотреть на всякую мелочь, типа разных пичуг, которая селится непосредственно близ их гнёзд, потому как "это - не еда", а еда - это нечто куда более внушительное и привлекательное. С млекопитающими не всё так однозначно, потому как волки, например, охотясь в стае, могут задрать крупного оленя, но при этом совсем не брезгают мышевидными грызунами типа леммингов (почитайте «Не кричи: „Волки!“» Фарли Моуэта).
А вот что делать видам, которые едят одно и то же, охотятся на одних и тех же? Должны ли они воевать до последнего самизнаетекого, или могут всё-таки договориться, чтобы жить рядом, разделить сферы влияния и друг другу не мешать?
Что касается живой природы, то ответ на этот вопрос был дан советским учёным Георгием Гаузе. По его наблюдениям, два вида организмов не могут устойчиво существовать в ограниченном пространстве, если рост численности обоих лимитирован одним жизненно важным ресурсом, количество и/или доступность которого ограничены.
В укороченном варианте ПРИНЦИП ГАУЗЕ (или принцип конкурентного исключения) звучит так: два вида не могут сосуществовать, если они занимают одну экологическую нишу.
А если совсем коротко, то "полные конкуренты не могут сосуществовать".
Любопытно, что Гаузе сделал такой вывод, исследуя вовсе не классические взаимоотношения в биоценозах, а наблюдая в микроскоп за простейшими организмами.
В целом о том же самом учёные догадывались и раньше, отмечая, например, что виды с близкими экологическими потребностями обычно не встречаются вместе в одном местообитании. Более того, в начале прошлого века итальянский математик Вито Вольтерра и его американский коллега Альфред Лотка независимо друг от друга даже разработали математическую модель, которая описывает динамику развития двух популяций, конкурирующих за один пищевой ресурс (УРАВНЕНИЕ ЛОТКИ - ВОЛЬТЕРРЫ). Тем не менее, эпоним ПРИНЦИП ГАУЗЕ возник именно после того, как наш соотечественник, использовав этот инструментарий и проведя серию экспериментов, доказал, что, меняя условия опыта, можно изменить исход конкуренции, описал условия сосуществования видов, а также предложил собственную математическую модель процесса конкуренции.
Тут, однако, есть одно НО. Дело в том, что в природе не существует видов с абсолютно одинаковыми нишами. В процессе эволюции они либо друг друга уничтожили, либо освоили места, где мешают друг другу минимально. Поэтому с точки зрения современной экологии уместно ставить вопрос о допустимой степени сходства между конкурентами, позволяющей им сосуществовать.
Какое отношение всё это имеет к нам? Дело в том, что человек, хотим мы того или нет, это часть природы, хоть и разумное, но всё же животное, в котором всё ещё сохранилось огромное количество звериного (просто в одних больше, в других меньше). И, наверное, вполне справедливо предположить, что ПРИНЦИП ГАУЗЕ в ряде случаев будет наблюдаться и в человеческом сообществе.
Например, если "на раёне" какая-нибудь преступная группировка занимается рэкетом, прессуя предпринимателей, спекулянтов, наркоторговцев и барыг, то любая другая аналогичная группировка вряд ли сможет заниматься здесь тем же самым. Скорее всего, они либо постреляют друг друга, либо объединятся, после чего одна из них перестанет существовать. Но если всё-таки предположить вариант сосуществования в разных экологических нишах, то, пожалуй, одни должны заняться только наркотиками и проституцией, а другие - игорным бизнесом и контрафактной продукцией. Хотя это уже будут разные специализации, а значит, и "виды" тоже.
Георгий Францевич Гаузе (14 /27 декабря 1910 - 2 мая 1986) - советский микробиолог, эволюционист, один из основоположников экологии как науки. Академик АМН СССР, лауреат Сталинской премии. Член Польской академии наук, член президиума и вице-президент Международного общества химиотерапии.
Родился в Москве, окончил биологическое отделение физико-математического факультета МГУ (оказывается, было и такое!). На этом же факультете работал вплоть до 1942 года, защитив сначала кандидатскую, а затем и докторскую диссертации.
Затем его перевели на должность заведующего лабораторией антибиотиков Института медицинской паразитологии и тропической медицины Народного комиссариата здравоохранения СССР.
С 1948 года Гаузе - заведующий лабораторией антибиотиков Академии медицинских наук СССР.
С 1960 по 1986 годы возглавлял Институт по изысканию новых антибиотиков АМН СССР (он теперь носит имя этого учёного).
Сфера деятельности Гаузе - исследования в области экологии и протозоологии, поиск антибиотиков и установление механизма их действия.
Вместе с женой, тоже микробиологом, в 1942 году получил первый советский антибиотик - грамицидин С. Помимо этого, исследовал и внедрил в производство ещё несколько антибиотиков - полимицин (неомицин), мономицин, ристомицин, гелиомицин и линкомицин, а также протиоопухолевые антибиотики оливомицин и рубомицин.