Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Мобилизация доходов. Крупный бизнес пополнит федеральный бюджет

   Мобилизация доходов. Крупный бизнес пополнит федеральный бюджет
Мобилизация доходов. Крупный бизнес пополнит федеральный бюджет

Согласно сообщению агентства Bloomberg, Михаил Мишустин подписал распоряжение, направленное на увеличение доходов федерального бюджета за счет единовременных выплат производителями угля и удобрений, а также благодаря увеличенным дивидендам от государственных компаний.

Такие меры в распоряжении называются «мобилизацией доходов» и будут направлены на стабильное финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Конкретных цифр не приводится, но известно, что, например, дивиденды госкомпаний должны будут превышать 50% их чистой прибыли.

С другой стороны, власти намерены немного сократить не связанные с обороной расходы, в результате «оптимизации» планируется сэкономить 150 млрд руб., а часть полученных средств в размере 175 млрд руб. будет направлена на финансирование переезда 100 тыс. жителей Херсона в другие регионы России.

Между тем в конце прошлого года глава Минфина Антон Силуанов обещал в любом случае сохранить налоговый режим без изменений. «В течение года точно не меняем правила игры. Мы можем лишь говорить о следующих бюджетных циклах, но мне кажется, что основные налоговые новации реализованы. Если будут проблемы с поступлением доходов, то будем ли вносить налоговые поправки на 2023 год? Не будем. Бюджет принят, основные направления налоговой политики тоже, вот в рамках них и будем действовать», — в частности, заявил Силуанов 27 декабря на итоговой пресс-конференции.

Мобилизация экономики в бюджетной сфере без излишней помпы фактически началась еще в прошлом году, когда была увеличена налоговая нагрузка для ряда недропользователей — добытчиков нефти, газа, угля, железной руды и калийной соли. Согласно сообщению Bloomberg, в наступившем году эта тенденция, видимо, продолжится.

«Нет какого-то негатива в том, что существенные доходы прошлого года используются для финансирования расходов текущего года, — считает завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. — Распоряжение технически разрешает использовать правительству допдоходы, не дает "затеряться" этим средствам где-то на счетах в казначействе.

Сравнительно благополучный бюджет прошлого года был отчасти обеспечен разовыми выплатами и повышенными дивидендами со стороны "Газпрома", и в таких "точечных", разовых выплатах нет ничего плохого. Но если эта практика станет системной, перейдет на постоянную основу, то это может отрицательно повлиять на реальную экономику, сократить инвестиционный потенциал промышленных предприятий.

С другой стороны, в условиях экономической нестабильности у многих крупных компаний остались значительные запасы денежных средств, и Минфин хочет перераспределить эти запасы и в социальных, и в инвестиционных целях. То есть финансовое ведомство выступает в качестве принудительного механизма инвестиций в экономику. И если такие меры не будут носить системного характера, а полученные средства будут направлены на финансирование инфраструктурных проектов в важных отраслях экономики, то ничего страшного не будет. Конечно, лучше бы предприятия инвестировали самостоятельно, но в текущей обстановке такие вынужденные меры отчасти оправданны. Главное, чтобы они не превращались в постоянные, а полученные средства не "проедались", направляясь в потребительский сектор».