Найти в Дзене
PriArT

Птицы в искусстве

Оглавление

С древнейших времен и до наших дней птицы появлялись на картинах, гравюрах, изделиях из металла, керамике и даже в целых комнатах.

Колибри

Мартин Джонсон Хид, "Орхидея каттлея и три колибри", 1871, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Мартин Джонсон Хид, "Орхидея каттлея и три колибри", 1871, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Маленькие, яркие изображения колибри, порхающих среди тропических цветов, являются визитной карточкой американского художника Мартина Джонсона Хида (1819-1904). Художник много путешествовал по тропикам, особенно по Бразилии, и влюбился в эти прекрасные пейзажи. Работы Хида в равной степени представляют собой экзотические пейзажи и натюрморты, хотя он также писал пейзажи в стиле школы реки Гудзон.

Мартин Джонсон Хид, "Две колибри над белой орхидеей", 1875-1890 гг., Музей Амона Картера, Форт-Уэрт, Техас, США.
Мартин Джонсон Хид, "Две колибри над белой орхидеей", 1875-1890 гг., Музей Амона Картера, Форт-Уэрт, Техас, США.

Жемчужины Бразилии

Хид любил колибри, и кто может его винить? Он рисовал их снова и снова, часто в сочетании с орхидеями и другими тропическими цветами. Во время своего визита в Бразилию в 1863-1864 годах он создал серию из 16 работ с подходящим названием "Жемчужины Бразилии", на 15 из них изображены колибри.

Предположительно, он рисовал всех птиц с натуры. Во времена, когда еще не было камер с высокой четкостью изображения и быстрой выдержкой, удивительно, что Хиду удалось запечатлеть колибри так подробно.

Павлины

Джеймс Макнил Уистлер, "Гармония в синем и золотом: Комната Павлина", 1876-1877, Галерея искусств Фрир, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Джеймс Макнил Уистлер, "Гармония в синем и золотом: Комната Павлина", 1876-1877, Галерея искусств Фрир, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Эти павлины настолько сказочные, что им отведена целая комната! "Павлиний зал" - это произведение искусства Джеймса Макнила Уистлера (1834-1903), которое он назвал "Гармония в синем и золотом". Он спроектировал и выполнил это произведение для английского промышленника Фредерика Р. Лейланда, для которого это была одновременно столовая и витрина для его коллекции китайского бело-голубого фарфора. Темно-синие стены украшены великолепными золотыми павлинами, нарисованными в стиле, вдохновленном азиатским искусством. Даже потолок и ставни украшены декоративными мотивами, напоминающими оперение павлина. Комната воплощает изысканность эстетического движения во всей его красе.

-4

Совы

Терракотовый скифос (глубокая чаша для питья), середина 5 века до н.э., Греция, Музей Метрополитен, Нью-Йорк,  США.
Терракотовый скифос (глубокая чаша для питья), середина 5 века до н.э., Греция, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Изображение птиц в искусстве - поистине древняя традиция. Символом древнегреческой богини Афины была сова. Афина была богиней мудрости, так что не случайно сова стала ассоциироваться и с этой чертой характера. Это объясняет, почему сова встречается во всем древнегреческом искусстве и особенно часто встречается в расписной керамике.

Совы Афины также появляются на металлических предметах, таких как монеты и статуи, либо рядом с Афиной, либо отдельно.

Воробей

Утагава Хиросигэ, "Розы и воробей", около 1833 года, гравюра на дереве, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Утагава Хиросигэ, "Розы и воробей", около 1833 года, гравюра на дереве, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

В японской и китайской гравюре большую популярность приобрели принты с птицами и цветами. Цветы и птицы в японском искусстве могут быть представлены в виде тонких монохромных принтов или длинных свисающих завитков, как этот веселый воробей. Они могут использовать различные стили и степени натурализма.

Тэйсэй Хокуба,  "Воробьи и одуванчики", ок. 1820, гравюра на дереве, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Тэйсэй Хокуба, "Воробьи и одуванчики", ок. 1820, гравюра на дереве, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

Еще больше птиц в искусстве

Сосуд в форме птицы, 100 г. до н.э. / 500 г. н.э., Моче, Трухильо, северное побережье, Перу, керамика и пигмент, Институт искусств Чикаго, Иллинойс, США.
Сосуд в форме птицы, 100 г. до н.э. / 500 г. н.э., Моче, Трухильо, северное побережье, Перу, керамика и пигмент, Институт искусств Чикаго, Иллинойс, США.

Художники из Перу использовали формы для создания глиняных сосудов, часто сложной формы, которые они окрашивали красной и кремовой краской. Большая часть керамики имеет изогнутые ручки, из которых выходят носики. Эта керамика часто принимает полностью трехмерные формы людей и животных, в том числе - как вы уже догадались – птиц. Они могут появиться в натуралистической форме, как у птицы выше. Однако иногда вместо этого они приобретают антропоморфные качества, как, например, сказочный претендент на сову, показанный ниже.

Сосуд в форме совы, 100 г. до н.э./500 г. н.э., Моче, Северное побережье, Перу, керамика и пигмент, Институт искусств Чикаго, Иллинойс, США.
Сосуд в форме совы, 100 г. до н.э./500 г. н.э., Моче, Северное побережье, Перу, керамика и пигмент, Институт искусств Чикаго, Иллинойс, США.