Масло для «проходимца»: все нюансы замены ТЖ в раздатке «Нивы»

Экономичный, выносливый компактный внедорожник «Нива» – любимец российских автотуристов, рыбаков и охотников. «Проходимец» мелькает в песках, уверенно идет по горным дорогам, преодолевает грязные канавы. Такие возможности реализуются только с полноприводной трансмиссией, в конструкции которой обязательно присутствует раздаточная коробка (РК).

Поговорим о техническом обслуживании нагруженного узла – процедуре, которую проделывает чуть ли не каждый владелец российского джипа самостоятельно. Речь о замене масла в раздатке.

Почему раздатке «Нивы» требуется масло

Этот модуль трудится над изменением и распределением крутящего момента между передней и задней ведущими осями внедорожника «Нива» 4WD. На машине установлена 2-ступенчатая раздатка с межосевым блокируемым дифференциалом.

    РК состоит из взаимодействующих между собой трущихся деталей Фото: YouTube.com
РК состоит из взаимодействующих между собой трущихся деталей Фото: YouTube.com

В корпусе из алюминиевого сплава собраны трущиеся, вращающиеся и взаимодействующие между собой элементы. Это валы (ведущий и приводов мостов), шестерни, подшипники, фланцы. Для снижения негативного влияния трения, охлаждения, вывода металлической стружки из рабочей зоны, для защиты от коррозии нужна смазка.

Какое масло идет в раздатку «Нивы»

В раздаточных коробках, как и в КПП, применяют особое смазывающее вещество – трансмиссионную жидкость. ТЖ отличается по свойствам и характеристикам от моторных масел.

Материал изготавливают на минеральной или полусинтетической основе. Существуют и полностью синтетические препараты. Низкий уровень пенообразования, антизадирные и антикоррозийные качества, необходимую вязкость и стабильный химический состав трансмиссионным жидкостям сообщают присадки. В масляные добавки включены хлор, сера, фосфор и ряд других элементов.

    Испытание трансмиссионки на гаражном стенде Фото: YouTube.com
Испытание трансмиссионки на гаражном стенде Фото: YouTube.com

Трансмиссионная жидкость для РК «Нивы» 4х4 – полноценный состав, в который нет необходимости добавлять еще каки-либо присадки, коими богаты полки автомагазинов. В старании улучшить характеристики масла вы можете получить такие повреждения агрегатов трансмиссии, которые снимут новую машину с гарантии.

Сколько масла нужно в раздатку «Нивы»

Раздаточная коробка внедорожника разных модификаций (Нива-2121, 21213, 21214, 21310) не требует большого количества масла. Ориентироваться нужно на указания производителя.

В одних мануалах по эксплуатации автомобиля вы обнаружите рекомендуемый объем 750 мл, в других – 790 мл. Однако это не принципиально: покупать все равно придется 1-литровую бутылку. Главное помнить: в ведущие мосты, КПП, раздаточную коробку и редуктор рулевого механизма льют одинаковое масло.

Когда доливать или менять масло в раздатке «Нивы»

Раздаточный узел характеризуется высоким коэффициентом трения и серьезными температурами, поэтому у производителя особые предписания по замене ТЖ. Первую процедуру, если машина с салона, нужно проводить после обкатки и приработки деталей – 2 тыс. км пробега.

    Этим деталям РК необходима защита от коррозии и механических разрушений Фото: YouTube.com
Этим деталям РК необходима защита от коррозии и механических разрушений Фото: YouTube.com

Далее нацельтесь на 40-45 тыс. км на спидометре. Но проверять уровень и состояние масла необходимо каждые 10 тыс. км. Однако нужно смотреть на условия эксплуатации: «городская» машина на ровном асфальте вполне уложится в рекомендованные сроки. Другое дело «Нива», которая трудится именно как машина повышенной проходимости – «буераки, реки, раки», то есть крутое бездорожье. В таких обстоятельствах время обслуживания РК сокращается.

Как проверять уровень масла в раздатке «Нивы»

Диагностический щуп для проверки уровня и состояния масла в «Нивах» не предусмотрен: такова конструкция авто и месторасположение узла. Для процедуры предназначено заливное (оно же контрольное) отверстие в раздатке «Нивы».

Лучшим «щупом» послужит собственный палец. Если не хотите пачкать руки, можно взять согнутую проволоку или деревянную палочку. Главные условия: холодный двигатель и доступ к коробке из смотровой ямы или эстакады.

    Здесь находится сливная пробка Фото: YouTube.com
Здесь находится сливная пробка Фото: YouTube.com

Проверяем уровень смазки следующим образом:

✅ Очищаем заливную пробку от грязи ✅ Шестигранником «на 12» откручиваем крышку ✅ Опускаем в отверстие палец (или заготовленное приспособление)

Понять, что уровень ТЖ ниже горловины, несложно. Если нужна проба для анализа состояния вещества, возьмите некоторое его количество шприцем.

Меняем масло в раздатке «Нивы»

Темная жидкость с непонятными вкраплениями говорит о необходимости замены ТЖ. Приготовьте заранее купленное масло, пустую емкость для отработки объемом не менее 1 л, тот же шестигранный ключ, шприц для заливки свежего состава. Позаботьтесь об освещении рабочего места, ветоши, спецодежде.

Трансмиссионка должна быть теплой, поэтому советуем проехать на машине 10-12 км. Загоните «Ниву» на яму или эстакаду, примите меры безопасности: зафиксируйте колеса противооткатными упорами.

    Отработка течет в пустую тару Фото: YouTube.com
Отработка течет в пустую тару Фото: YouTube.com

Дальнейшие действия:

✅ Очищаем сливную и заливную пробки от грязи ✅ Откручиваем шестигранным ключом «на 12» обе крышки (масло будет легче вытекать) ✅ Подставляем посуду под сливное отверстие и ждем, пока стечет отработанный материал ✅ Ветошью убираем с магнита сливной пробки частицы металла ✅ Ставим чистую деталь на место, прикручиваем ✅ Набираем в шприц новое масло и льем в заливное отверстие

Операция (к слову, одинаковая для всех модификаций) считается законченной, когда трансмиссионка начнет вытекать из горловины. На последнем этапе следует протереть коробку от масляных потеков.

Мы советуем во время каждого ремонта, когда вы находитесь под днищем машины, скидывать минусовую клемму с аккумулятора.

Выбираем масло в раздатку «Нивы»

Выбор масел на рынке велик. Если вы точно знаете, какое масло в раздатке, то надежнее взять именно такое. В случае, когда информация о марке ТЖ скрыта, лучше не доливать, а поменять жидкость полностью.

    Недостатка в трансмиссионных жидкостей рынок не испытывает Фото: YouTube.com
Недостатка в трансмиссионных жидкостей рынок не испытывает Фото: YouTube.com

Список подходящих для «Нивы» трансмиссионных жидкостей:

✅ ЛУКОЙЛ TM-5 80W90. Масляная пленка на элементах раздаточной коробки внедорожника «Нива» сохранится в диапазоне температур от -26°С до +45°С. Известный Российские производитель, уверенно завоевывающий мировые рынки, гарантирует отличные рабочие характеристики полусинтетического продукта. Трансмиссионная жидкость сохраняет контактирующие поверхности узла от преждевременного износа, сколов и задиров. Пользователи замечают уменьшение шума со стороны раздаточного модуля, легкое переключение передач. Цена за 1 л – от 399 руб. ✅ ОМСКОИЛ СУПЕР Т 85W-90. Минеральный продукт отечественного производства широко применяется в автомобилях, работающих в тяжелых условиях. Но климатическая зона ограничена температурным диапазоном от -12°С до +45°С. Пакет присадок эффективно справляется со смазкой элементов раздатки, отводом вырабатываемой тепловой энергии. Масло препятствует образованию коррозии и задиров. Цена – от 450 руб. ✅ ЛУКОЙЛ ТМ-4 75W90. Полусинтетическая ТЖ годится для всесезонного использования в различных климатических поясах. Препарат не образует пены, не окисляется, не боится перепадов температур в широком коридоре – от -40°С до +45°С. Масло отводит тепло от трущихся валов и шестерен, бережет детали раздаточной коробки от коррозии и задиров, не теряя физико-химических характеристик. Цена – от 690 руб.

Другие жидкости, которые не повредят раздаточной коробке «Нивы»: РЕКСОЛ Т ГИПОИД 80W-90 и 85W-90, СПЕКТРОЛ ФОРВАРД 80W-90, САМОЙЛ 4405 85W-90.

Что ж, давайте подведем итоги. Мы разобрали, по сути, самые важные вопросы (для чего, сколько, когда, как и какое), касающиеся замены трансмиссионки в раздатке внедорожника «Нива». Надеемся, вы и раньше знали (а теперь лишний раз убедились) в важности и простоте технического ухода за узлом. Ведь для этого совсем необязательно отправляться на сервис. Достаточно владеть элементарными слесарными навыками, иметь доступ к гаражной яме или эстакаде, и, конечно же, немного личного желания.

Автор: Timofey

bibimotДвижение - жизнь!
25,6K подписчиков