В 1900-м году член Государственной Думы от Самарской губернии и знаменитый борец с пьянством Михаил Дмитриевич Челышев, успешно сочетавший «трезвенническую» деятельность с предпринимательской, задумал выстроить очередной доходный дом для своего старшего сына, тоже Михаила.
«Новостройка» возводилась на принадлежавшей семейству усадьбе с нынешним адресом Чапаевская, 106. Трехэтажное краснокирпичное с подвалом здание симметричной композиции возводилось, как и прочие «челышевские дома», в традиционной для заказчика неорусской стилистике – но со смелыми и неожиданными элементами классицизма.
В уровне второго и третьего этажей на фасаде расположились трехчетвертные колонны композитного ордера, да еще с дополнительными фигурными «поясками» под капителями. Облицованные светло-серым камнем высокие колонны создают эффектный цветовой контраст, на их капители опирается рельефный фриз, декорированный кессонами.
Первый этаж традиционно декорирован рустом, разделяют этажи многоярусные карнизы. Над мощным венчающим карнизом в боковых частях расположены фигурные столбики, над центральной частью – аттик с нишей. Оформление оконных проемов на каждом этаже свое – окна первого этажа обрамлены наличниками и декорированы надоконными поребриками, на втором этаже полуциркульные окна обрамлены зубчатыми архивольтами, опирающимися на «подплечники» колонн, на третьем – полуколоннами с кокошниками. Сдвоенный дверной проем с высокими филенчатыми дверями расположен по центральной оси.
Авторство единственного в своем роде здания с классическим ордером, усевшимся на древнерусский фасад, иногда приписывают Александру Щербачеву. На фасаде действительно хватает деталей, характерных для других его работ – но в «смеси французского с нижегородским» выпускник Московского высшего училища живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств впридачу - нигде и никогда замечен не был!
А если не Щербачев, то кто же? При отсутствии документальных сведений уже в который раз хочется предположить участие его ученика Георгия Мошкова. Не имея академического образования, он не испытывал и трепета перед чистотой стилей, а уж в умении «сочетать несочетаемые» элементы равных себе не имел.
На верхних этажах доходного дома традиционно размещались съемные квартиры арендаторов, внизу – магазины, в подвалах – склады. Вскоре после завершения строительства Челышевы по каким-то причинам особняк продали, и до революции он успел сменить нескольких владельцев.
Какое-то время принадлежал известному по «керосиновым делам» австрийскому купцу и синдику Самарского римско-католического молитвенного дома Иосифу Дочару, к 1905-му году перешел в собственность самарского купца 1-й гильдии Миронова.
Именно в это время в подвале респектабельного доходного доме работала подпольная типография Восточного бюро ЦК РСДРП. На первом этаже размещался табачный магазин предпринимательницы В.А. Ошриной и ее квартира, а под ними в складских помещениях печаталась партийная литература. В хозяйской квартире под видом прислуги проживала одна из работниц типографии.
24-го июля того же года, по официальной версии «из-за несоблюдения конспирации меньшевиками» типографию накрыла полиция. Повязала хозяйку с мужем и всех присутствующих, захватила отпечатанные бланки паспортов, большую партию нелегальной литературы, подготовленной к отправке в Казань и Симбирск и гранки подготовленного к печати номера газеты «Социал-демократ» . Об этих событиях напоминает мраморная мемориальная доска на фасаде.
После революции, национализации, гражданской войны и последовавшей разрухи бывший доходный дом использовался в качестве ночлежного. Колоритное место часто упоминалось в газетах. Три сотни «жильцов» всех возрастов, разных национальностей и видов занятий, но одинаково оборванные, немытые и нередко больные, служили головной болью городских властей.
Удивительно, но сюда забрасывало постояльцев даже из мест, столь отдаленных, как Китай. В 1927-м году местная газета опубликовала репортаж о жизни в особняке с колоннами граждан Поднебесной: «Одну из комнат занимают четыре китайские семьи. Развешено белье, шипит примус, на окнах традиционные бумажные фонарики. Лица веселые, улыбающиеся».
Правда, в том же 1927 году бывший доходный дом, причастный к делу революции, передали под жилье работникам самарского «Водоканала». С тех уже далеких времен и до нынешних дней здание продолжает служить многоквартирным жилым домом, теперь без ведомственной принадлежности.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете