Начали мы с того, что такое травля и какой она бывает. Рассмотрели конкретные примеры, в том числе примеры травли в соцсетях. Там же неожиданно выяснили, что травлю можно использовать в качестве лекарства, так, как это делал гениальный Макаренко.
Дальше поняли в чем конкретные негативные проявления травли и почему родители и учителя повсеместно не замечают больших трагедий маленьких людей. В третьей части разобрались с тем, почему сами дети не приходят за помощью к родителям, учителям и психологам.
В четвертой и пятой частях поговорили о том, какие причины лежат в основе травли и о том, какие бывают её уровни. В шестой части закончили с уровнями, определили что такое "группы риска" для травли и перечислили конкретные её причины.
Очень надеюсь, что данная, в значительной части уникальная информация разнесется по профильным специалистам, которые на сегодняшний момент, к сожалению, "владеют" проблемой весьма поверхностно. И зачастую распространяют вредные мифы занесенные к нам "западным ветром" или порожденные псевдопрофессионалами.
Приступаем к ответу на вопрос о том, что делать родителям (с учителями отдельный вопрос). Этого, как и многого другого, также не встретишь на просторах Интернета, чем я, безусловно горд. Жизнь прожита не зря, ибо проблема эта столь же вечна, как вечна и неизменная человеческая природа.
Сразу скажу, что для охвата всего спектра ответвлений от вопроса нужна целая книжечка, а не статейка. А то и вовсе личная консультация с подробным изложением происходящего. Но попробую изложить самые основные положения из своего опыта. Для начала надо всё структурировать.
Помощь понадобится в следующих ситуациях:
1. Когда есть понимание, что ребенок в группе риска, при этом он только начинает школьный путь.
2. Такая же ситуация, но ребенок уже в средней или старшей школе. Родителей вдруг «осенило», и они решили заняться этим вопросом. Травля уже идёт какое-то время.
3. Когда ребенок сталкивается с началом травли внезапно, вне зависимости от возраста, и об этом сразу становится известно родителям.
4. Когда имеется желание воспитать очень сильного человека, способного справляться даже с такими трудностями, а не просто оказать помощь.
Общий алгоритм решения проблемы для всех случаев таков:
Уровни травли я достаточно подробно описал в предыдущих частях. Поэтому сейчас поговорим про установление контакта, а дальше о решении проблемы.
Начнем с первого блока. Крепкий контакт с ребенком нам понадобится в любой из четырех перечисленных ситуаций.
Задавая вопросы, мы должны понимать, что ребенок – это не взрослый человек. И взрослый, отвечая на прямые вопросы, зачастую отвечает нам не так, как мы ожидаем. А с детьми это происходит сплошь и рядом. Поэтому тут спрашивать нужно с одной стороны максимально конкретно, а с другой стороны так, чтобы ребенок не сразу догадался о предмете вашего интереса. Если видите, что ответы не совсем «про то», вопросы нужно корректировать или повторять, перефразируя.
Кроме того, задавать одни и те же по сути вопросы, облекая их в разные формы и в разное время необходимо в принципе. Главное, чтобы ребенок не понял, что его проверяют. По такому принципу построены специальные психологические тесты профессионального отбора в тех профессиональных областях, которые связаны с повышенным риском для жизни и конфликтностью. Например, при поступлении на службу в полицию используют такие тесты. В них специально заложена такая часть вопросов, которая оценивает искренность. Например, среди нескольких сотен вопросов будет два таких:
«Я справляю большую нужду без каких-либо затруднений» и «Я очень редко страдаю от запоров».
Или четыре таких:
«Мне приходится бороться с собой, чтобы скрыть свою застенчивость», «Я полностью уверен в себе», «Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми людьми», «Люблю вечеринки и шумные веселые компании».
Как вы понимаете, если человек отвечает лживо, то вероятность выявить это возрастает тем выше, чем больше подобных вопросов и чем более невинно и изящно они поставлены. Отвлекаться на то, зачем отраслевым психологам информация о запорах мы не станем. Нам главное – принцип. Вопросов должно быть много, они должны быть ежедневными, они должны незаметно и неожиданно дублировать друг друга. И не нужно думать, что если ребенок учится в десятом классе, то в этом плане можно расслабиться. Нельзя. Исходить нужно из того, что дети скрывают травлю от окружающих (третья часть).
Для более четкого понимания поделим вопросы на две группы: об атмосфере в классе и о конкретных детях.
В первую группу войдут вопросы о том, какова общая атмосфера в классе. Дело в том, что если в сообществе началась травля, то там постепенно распространяется нервозность и страх, лицемерие и приспособленчество. Доверительные отношения, непринужденные игры и веселье, интерес к обучению наоборот снижаются. Это приводит к упадку дисциплины.
Вопросы первой группы во многом берут начало в тех конкретных признаках травли, которые перечислены в шестой части. В приведенной ниже галерее некоторые примеры того, как и на основе чего нужно формулировать вопросы ребенку:
Кроме того, с развитием социальных сетей у нас появился еще один источник информации. Для того, чтобы им воспользоваться необходимо «задружиться» с ребенком в социальной сети и получить доступ к его «друзьям». Изучить, как часто ребенок размещает что-либо на своей странице. Как правило, жертва редко что-то размещает. А если и размещает, то чаще нечто обезличенное. Вы редко увидите её собственные измышления или результат творчества, фотографии или видео, фотографии или видео, статусы «женат на» и т.д. Скорее там можно найти рисунки аниме, кадры мультфильмов. Но основное внимание нужно обращать на комментарии «друзей» под записями ребенка. В норме комментировать должно несколько человек, от трех до десяти. Если комментариев почти нет, то это повод задуматься.
На следующем этапе нужно пройти на страницы комментаторов, если они есть. И изучить их. Если эти страницы такие же обезличенные, пустые или закрытые, то это говорит о том, что ребенок общается только с «низкоранговыми» (об этом ниже) одноклассниками. Поняв это, необходимо спросить у ребенка, кто скрывается под данными «никами». Важно понимать, одноклассники ли это или дети из других классов. Если это одноклассники, то вы еще больше узнаете о том, дружит ли с кем-либо ваш ребенок в классе и с кем именно. Если это ребята из других классов, то данный факт сам по себе уже звоночек.
Далее необходимо найти и изучить страницы одноклассников ребенка. Возможно, их не будет в «друзьях», но ребенок будет знать, как на них выйти. Если они будут открыты, то самого «ядовитого» и активного вы определите очень легко. Более того, сама «закрытость» страницы уже говорит о том, что конкретный ребенок не хочет пускать «на свою территорию» кого-либо. Обычно это происходит потому что таким образом он повышает степень личной психологической комфортности. Хищники, как правило, не закрываются.
Если вы найдете неформальную группу школы и сумеете в неё вступить, то, во-первых, вы поймете всё о школе, а во-вторых старайтесь отыскать сообщения самых ядовитых детей из класса ребенка. В том случае, если это старшие или средние классы, – ребята из младших классов очень редко пишут в общих группах. Только в том случае, если это совсем уж «отмороженные» экземпляры.
Теперь о вопросах второй группы. В нее войдут вопросы о конкретных детях. Тут идея в том, что травля невозможна без жесткой стихийной и неконтролируемой учителем иерархической структуры, где во главе стоит один лидер. Поэтому, чтобы понять, какие вопросы нужно задавать, нужно хотя бы немного узнать об этой структуре. Кроме того, понимание этой структуры позволит нам принимать конкретные решения по борьбе с травлей чуть позже.
Учитель, как правило, стоит над этой структурой, он не участвовал в её формировании и не способен контролировать лидеров. На схеме использованы цвета из знаменитой поговорки о «каждом охотнике и фазане», так вот учитель там изображен только контуром по этим двум причинам. Более толстая граница между учителем и иерархической структурой является олицетворением формальных норм и правил, шаблонов поведения и отношения которые в какой-то степени оберегают учителя от прямых нападок.
Более того, учитель сам подвергается атакам со стороны лидеров иерархии. Если атаки успешны, то учитель может «пробить» условную границу между собой и иерархией, «окраситься» в оранжевый, желтый или даже зеленый цвета. С соответствующим встраиванием в имеющуюся структуру. «Зеленых» учителей за всю практику я встречал частенько. На этом отвратительном видео, кстати, именно «зеленые» и «желтые» учителя.
На уровень лидера попадает самый агрессивный, находчивый, жестокий и энергичный ребенок. Он будет совмещать в себе эти и другие качества в определенном соотношении. Иногда место лидера какое-то время с переменным успехом делят два ребенка.
Как правило, лидер устанавливается один раз и на всю школьную пору. Поменяться он может в двух случаях: если в класс поступит сильно превосходящий по указанным качествам ребенок и если из класса будет отчислен прежний лидер. В этом случае место лидера займет кто-то из «оранжевых» ребят.
Некоторые исследователи считают все положения социального дарвинизма псевдонаучными, но то, что происходит внутри такой иерархической системы, на мой взгляд, самый настоящий социальный дарвинизм.
Вокруг лидера формируется так называемая «свита» из «оранжевых» детей. Ступени иерархии, которые занимают представители свиты почти равны по уровню. Но, тем не менее, каждый из свиты стремится занять место приближенное к лидеру. А в идеале и вовсе стать лидером.
Представители свиты часто меняются друг с другом позициями в иерархической структуре, попеременно занимая ближайшие уровни к лидеру. Это зависит от очень многих переменчивых факторов. Начиная от расписания уроков (кто из них может помочь другим на контрольной) и заканчивая погодой (кто метко кидает снежки).
На первом этапе лидер в значительной степени устанавливает правила. Но дальше эти правила оказываются подхвачены его свитой. Установленные правила и нормы существования не имеют ничего общего с нормальной человеческой культурой. Они наполнены жестокостью, агрессией, стремлением к развлечению, безделью и жаждой наживы. Постоянно соперничающие друг с другом за более высокое место «оранжевые» раскручивают «снежный ком» этих норм. И очень скоро лидер сам становится заложником созданных правил, а свита начинает «делать короля». Или, по-другому, «хвост начинает вилять собакой».
Если лидеру постоянно приходится доказывать своё превосходство перед теми, кто скрытно его постоянно оспаривает, то вот свита, как правило, не подвергается нападкам «с низу». На «желтых» свита и лидер давят сообща, просто соперничая друг с другом. Для того, чтобы противостоять такому постоянному давлению «желтые» объединяются в весьма прочные дружеские группы по два-три человека. Чем крепче и больше такая группа, тем ближе она к границе с «оранжевыми», тем меньшее давление с их стороны она испытывает. Чем меньше и слабее группа, тем ниже она к границе с жертвами травли («зелеными»), тем тяжелее её члены переносят давление «сверху».
Между собой такие группы чаще всего не взаимодействуют. Но бывает, что они враждуют. Вражда ослабляет не только две группы, но частенько и ребят из третьих групп. Все это усложняет жизнь всем втянутым в конфликт «желтым».
Но есть среди них и одиночки. Они приближаются к границе с «зелеными» и имеют все шансы стать жертвами травли при определенных обстоятельствах: идиотские фразы учителя, изменения во внешнем виде, глупые собственные записи в социальных сетях, неожиданные конфликты с «оранжевыми» и т.д.
Жертва травли находится на «зеленом» уровне. Чаще всего она на нём не одна, но между собой эти ребята дружат редко и не крепко. Как правило, это одиночки. Они прекрасно понимают свой статус, как и то, что дружба с себе подобным только увеличит шансы на очередную порцию нападок в том случае, если фокус внимания «сильных мира сего» остановится на «друге». В таком случае от него надо держаться как можно дальше.
«Зеленым» живется хуже всего, потому что они испытывают основное давление лидера и свиты и бойкотируются «желтыми». Что касается жертвы травли, то это самый несчастный ребенок среди «зеленых».
Теперь мы можем задавать вопросы второй группы. И не только задавать ребенку, но и отвечать на них, используя разные источники (родительские собрания, классного руководителя, родительские сплетни). Нам нужно узнать, какое место в иерархии занимает наш ребенок, кто является лидером, кто входит в свиту и какие группы имеются на «желтом» уровне. При составлении вопросов ориентируемся на перечень тех признаков, которые мы обсуждали, разговаривая о хулиганах, в четвертой части.
- Какой учитель больше всего злится на ваш класс? Кто его больше всех доводит?
- Как ведет себя этот ученик, выводя из себя учителя?
- Есть кто-то, кто курит в школе? А кто-то, кто пьет алкоголь?
- У кого из ребят нет отца? У кого родители алкоголики или вообще не обращают внимания на ребенка?
- С кем из класса дружат старшеклассники? Кто может курить с ними в туалете?
- Кто из ребят может лапать девочек за интимные места? Кто из девочек приходит в откровенной одежде, больше других материться и курит?
И так далее. Вопросы нужно составлять, опираясь на признаки хулиганов.
Итак, только что мы разобрали второй блок «Установление контакта с ребенком». Ранее по косточкам разложили уровни травли. И это уже большая часть решения нашей проблемы. Теперь осталось выработать конкретную стратегию преодоления. Напоминаю, разговор идет о первой ситуации, в которой ребенок находится в группе риска и учится в младших классах или в самом начале средней школы. Именно к данному моменту зачастую окончательно оформляется иерархическая структура, а учителя средней школы утрачивают контроль над ребятами.
Наша задача – перевод ребенка в группу «желтых» и создание внутри этой группы микрогруппы из трех-четырех детей.
Если кто-то загорится идеей перевести ребенка в «оранжевые», то станет это дурной затеей. Во-первых, там воспитываются мерзкие качества. Во-вторых, для того чтобы там задержаться, необходимо обладать такими свойствами личности, которые будут мешать вашему воспитанию ребенка и его обучению. Вспоминаем правило, которое я приводил в шестой части:
Чем удобнее ребенок дома, тем тяжелее ему в школе и наоборот.
В-третьих, это непосильная задача для любого родителя.
Формирование личности лидерского типа в принципе возможно. Но это дело грандиозных усилий растянутых во времени. А кроме того, настоящий лидер обязательно побывает и в «желтых» и, очень даже может быть, в «зеленых». Но вот преодолеть границу между «оранжевыми» и лидером в одной иерархической структуре для ребенка почти невозможно. Не говоря уже о двух-трех границах. Такое бывает только в сказках. В реальности, для занятия места на уровень выше ребенку потребуется смена сообщества.
Задача поставлена не заоблачная, но решаемая. Об этом и поговорим далее.
Первая часть, вторая часть, третья часть, четвертая часть, пятая часть, шестая часть, Вы только что прочли седьмую часть, 8 часть.
Все вместе находится тут.