Второй уровень травли.
В прошлой части мы рассмотрели первый уровень травли – самое начало травли внутри класса.
На втором уровне хищники понимают, что жертва выбрана верно. Тут они впервые начинают разворачивать террор по полной. Они понимают, что бывают уроки, где это легче делать, а бывают такие, где сложнее. Легче – там, где в силу творческой составляющей (уроки труда или рисования, физкультуры) детям предоставлено больше свободы, чем на традиционных занятиях. Или такие, где учитель слабак и совершенно не контролирует поведение.
Хищники понимают, что кроме уроков травить нужно на переменах. Желательно там, где их «геройское» поведение могут оценить окружающие: столовые, раздевалки, лавочки на улице и т.д. Им нужно конкретное место, где есть возможность концентрации общественного внимания на своих действиях и на объекте травли.
Главной задачей для хищников на этом уровне является проверка официального общественного мнения по поводу их действий. Так как круг мест, где они травят жертву расширяется, всё большее количество взрослых становится свидетелями. И хищники смотрят, как они относятся к агрессивным действиям.
Самый распространенный итог: взрослые травлю «не замечают». Причины, по которым это происходит, мы отчасти зафиксировали в предыдущих размышлениях. Но, справедливости ради, тут следует добавить ещё кое-что: шаблонность мышления, «замыленность глаза», сфокусированность внимания на совершенно иных проблемах, не имеющих отношения к детям.
Шаблонность мышления и поведения появилась в ходе биологической и социальной эволюции. Она помогает нам жить. Есть множество ситуаций, в которых мы действуем так, как привыкли, потому что это сохраняет нашу энергию или, тем более, если это сохраняет нашу жизнь. Так, идя по лесу или по частично спрятанному под снег гололёду, мы внимательно обследуем поверхность на предмет змей или льда. При этом наши мысли заняты совершенно иными объектами или явлениями.
В случае, когда нас внезапно «оскорбляют на грани» мы чаще всего широко смеёмся или «замораживаем» мимику, сожалея в дальнейшем о том, что можно было ответить более остроумно.
На шаблонности построены многие приёмы практической психологии. Например, простейший прием нескольких «да». Когда человеку задаются вопросы, предполагающие утвердительные ответы, после чего значительно возрастает вероятность того, что на нужный вопрос он ответит так же.
Или эмоционально ругаемся мы, роняя и разбивая чашку, тоже шаблонно. Потому что негативные эмоции лучше выплеснуть, – здоровее будешь. Если ругаться нельзя, то мы буквально "держим себя за язык" и это уже нешаблонное поведение.
Что такое «замыленный глаз» и фокусировка на других проблемах я объяснять не буду, уверен, понятно и без меня. Но покажу ситуацию, где оба этих эффекта действуют сообща:
Так вот, первой причиной, по которой взрослые не замечают травлю является то, что я продемонстрировал выше. А вот во вторую очередь подключается то, о чем беседовали тут.
Но бывает и более негативное развитие событий. Случается это тогда, когда взрослый обладает каким-то контролем и желанием его применять, но этого оказывается недостаточно. В таком случае он обращает свое внимание на всю группу «стая хищников – жертва», применяя к ней свои репрессивные возможности. Однако, зачастую происходит так, что, вызывая одинаковые негативные эмоции у взрослого, члены этой группы по-разному отвечают на репрессии. Обычно стая хищников дает хоть какой-то отпор, в отличие от жертвы. Совершенно естественным образом агрессия взрослого в этом случае концентрируется именно на слабом. Примеров масса. Приведу лишь один, который стороннему наблюдателю в голову не придёт.
Обедая в столовой, жертва травится. В результате травли переворачивается её тарелка с кашей. Гнев дежурных падает на всю «бесящуюся» группу, но вскоре концентрируется на жертве, которая «насвинячила». Хищники быстро ретируются, довольно смеясь…
В этом случае жертва может попытаться объяснить происходящее взрослому. Но «прахтически», как говаривал Калина Иванович из бессмертного произведения Макаренко, ребенок никогда этого не сделает. Потому что в обществе существует установка о «ябеде», «стукаче», «доносчике». О таких установках мы тоже уже беседовали в предыдущих частях. И даже если каким-то чудом это произойдет, взрослый, скорее всего, не обратит на это должного внимания в силу описанных выше причин. И уж тем более не доведёт дело до конца. А это значит, что после этого жертва "получит" дополнительно, "по справедливому поводу". За "стукачество". Ниже представлен почти идеальный пример.
Только что мы поговорили о том, что на втором уровне у хищников появляется цель разведать отношение взрослых к их действиям. После того, как она реализована, хищники приступают к разработке новых методов травли, основанных на тех свойствах ситуации, которые мы только что рассмотрели, на данных разведки. Теперь к самой обычной и прямой травле прибавляются более хитрые варианты.
Жертва на втором уровне тоже меняется. Происходит это «зеркально» изменениям хищников. Она так же, только с другой стороны, привыкает к развивающейся ситуации. Понимает, что спасения нет, как и нет никому никакого дела до её проблем. Привыкая к этой ситуации она просто перестает видеть саму возможность помощи. В том числе и помощи, связанной с родителями. Если только родители не действуют способами, о которых говорилось тут.
Кроме того, адаптируясь к новой действительности, травимый ребенок, зачастую, переживает "проснувшееся" кратковременное желание дать отпор. Конечно же, сила противодействия оказывается совершенно недостаточной, что только распаляет хищников. А еще, в новых условиях жертва старается найти новые варианты адаптации. И это превращается в своеобразную игру. Хищник ищет новые способы и смотрит, что сможет ответить жертва. Этот «снежный ком» очень быстро набирает обороты. Ниже представлен идеальный видео-пример.
На втором уровне надежда на помощь той части системы, которая, вроде бы, специально заточена на решение данных проблем, минимальна. Просто потому, что нежелающие работать с настоящими проблемами, боящиеся с ними работать или попросту бестолковые учителя, соцработники и психологи в лучшем случае будут разговаривать только с главным хищником. Но вокруг него есть свита, которая, во-первых, уже привыкла травить ребенка сама. А во-вторых, теперь в значительной степени делает своего «короля». Эта свита продолжит дело и сведет и без того минимально эффективные потуги (если они вообще будут) «специалистов» к нулю. Хищник хотя бы только из страха потерять свое лидерское положение продолжит травлю.
Что касается возможностей самого родителя и «топового» совета недоношенных специалистов «придавать травлю гласности», то тут уже всё очень не просто. Тут гласностью и заявлениями нужно пугать не одного лидера, а весь класс. С родителями хищников и учителями в придачу. Представьте себе, какие это должны быть гласность и заявления. Я сомневаюсь, что среднестатистический человек сможет это сделать, противопоставляя себя обществу. А оно – будьте уверены – выступит единым фронтом. Уверен, что ничего хорошего у среднестатистического человека не выйдет.
Единственная его надежда – на скандал – тоже провальна. Потому что скандал он будет устраивать бюрократически-административным способом. В лучшем случае (и очень редко) ещё и через СМИ. А это неизбежно займет много времени с одной стороны, а с другой, неизбежно приведет к появлению лично Его и Его ребенка новых противников и недоброжелателей. Если вы думаете, что дети (имея соцсети и совместную улицу) испугаются и отстанут, то Вы очень наивный человек. Если бы учителя ТАК могли влиять на детей, то в информационном пространстве не появлялись бы повсеместные «оды плача» о том, как над ними издеваются подростки.
Такое поведение, наоборот, привлечет повышенное внимание к ребенку и «пустит ему кровь», за чем последует появление новых акул. Ну, а если кто-то надеется на кульминацию скандала, пытаясь его раздуть на втором уровне, то он тоже ошибается. Потому что к этому моменту хищники привыкнут к ситуации, когда ребенка можно травить при всеобщем внимании. А уж в том, что они найдут соответствующие методы не сомневайтесь. А еще они привыкнут к тому, что можно защищаться, используя ложь и встречные обвинения. Имея поддержку своих родных. И как только они к этому привыкнут, не останется вообще никаких надежд на благоприятный исход.
Родителям в этой ситуации можно посоветовать перевод в другой класс. На втором уровне это может помочь. Но шансы тают тем быстрее, чем ближе травля приближается к третьему уровню.
Перед переводом обязательно нужно узнать, нет ли дружеских связей у детей из нового класса с детьми из прежнего. Если они есть, то перевод не поможет.
Кроме того, после перевода ребенок должен пару месяцев тщательно избегать встреч со своими бывшими одноклассниками в таких местах, которые наиболее расположены к травле (приводились выше). А над его поведением необходимо упорно работать в паре «родители – ребенок». Цель – возможное исправление или минимизация причин, спровоцировавших травлю. О таких причинах разговор пойдет в следующих частях.
Переведясь в новый класс, ребенок должен оценить его иерархическую структуру. Нужно понять, кто занимается два-три самых верхних места и кого травят в классе. Если никого не травят, то это замечательно. Если травят, то с таким ребенком прежняя жертва не должна иметь никаких отношений. Это очень некрасиво и жестоко, но в противном случае зараза травли скорее всего «инфицирует» сбежавшую жертву.
Выяснив, кто находится во главе иерархии, родители должны пристально следить за тем, как развиваются события. Одновременно следует сообщить классному руководителю и предметникам о том, что стало причиной перехода в новый класс. Обратить их внимание на то, что конкретные дети могут травить ребенка в новом классе. И потребовать от них пристального внимания. Однако следует совершенно четко предупредить их, чтобы они пресекали возможное начало травли только в том случае, если совершенно точно уверены в своих силах. И только так, чтобы это не выглядело защитой, но было простым пресечением неподобающего поведения. В противном случае от них требуется только извещение родителей.
Если вдруг травля начинается заново, то необходимо действовать по алгоритму, описанному в первом случае. Лишь за тем исключением, что тут можно и нужно обращаться к классному руководителю, потому он еще не допустил травли. Но при этом нужно контролировать его действия и скорость реакции. Все должно произойти быстро, решительно и с вовлечением в решение проблемы всех специалистов. Конечно же, с учетом того, насколько асоциальными являются хищники. Об этом тоже писалось раньше. Только в этом, чуть ли не единственном случае, нужно действовать через "придание гласности травле".
В следующей статье, которую я постараюсь выложить завтра, мы поговорим о трех оставшихся уровнях и о том, какие признаки помогут узнать травят ли нашего ребенка.
Первая часть, вторая часть, третья часть, четвертая часть, Вы только что прочли пятую часть, шестая часть.
Все вместе находится тут.