У нас первый условный тип ситуации, когда ребенок находится в группе риска и/или учится в самом начале средней школы. В этой ситуации возможны следующие варианты, расположенные по количеству работы, требуемой для преодоления:
1. Группа риска и "первое сентября".
2. Группа риска и начальные классы, когда идет процесс выбора жертвы.
3. Средние классы и ребенок одиночка/член слабой микрогруппы в «жёлтом поле».
4. Средние классы и ребенок в «зеленом поле»/объект травли.
Решение поставленной выше задачи исключит все четыре варианта первого типа. Напоминаю: нам необходимо, чтобы ребенок находился в «желтом поле» в составе крепкой микрогруппы (МГ), состоящей минимум из трёх человек. В идеале – это должна быть плотная МГ из четырех человек. Однако в силу особенностей человеческой психики и социальной эволюции выходит так, что чем больше членов в группе, тем слабее между ними контакт. Только с возрастом и опытом можно наращивать и то и другое одновременно, да и то до определенного предела. Это значит, что вероятный и приемлемый итог наших действий будет таков: три человека с плотной связью и неопределенное количество ребят вокруг этого ядра. Но начинаем мы не с этого.
На схеме изображены дети-кружки. Градиент (затемнение) показывает направленность личности. Отдельные красные кружки с градиентом по центру – в большей мере чем остальные самодостаточны. Именно поэтому они потенциальные лидеры. В их условную сферу влияния стремятся менее самодостаточные дети. Как только такой союз происходит (например, «троица» в желтой зоне) потенциальный лидер становится полноценным лидером МГ.
Сфера влияния изображена в виде красного контура. Она есть вокруг всех детей, но изображена только вокруг троих. Чем выше статус или ранг в социальной иерархии, тем шире эта зона. Рассмотрим потенциального лидера зеленой (и только зеленой) зоны. Его сфера влияния равномерна. Что касается того ребенка, который стремится сблизиться с лидером, то он сворачивает свою сферу влияния, готовясь войти в сферу влияния лидера. На практике это выражается готовностью к подчинению, подобострастием, бурной реакцией на любую шутку, подражанием в одежде, манере разговаривать, просмотре рекомендованных фильмов, «лайканьем» любой ерунды от лидера, частыми приоритетными пассами лидеру в играх на физкультуре и т.д.
Жертва отмечена черной точкой. Она находится в зеленой зоне и ориентирована в сторону границы с желтой зоной, как на схеме, или в сторону ближайших ребят. Это значит, что по умолчанию жертва готова подчиняться любому, лишь бы разорвать бойкот и хоть немного повысить свой ранг. Она подобна "холодному" котёнку, который бежит за любым, кто его хоть раз погладил.
Тут же присутствует еще два ребенка. Один из них самодостаточен (градиент по центру). Конечно, его не устраивает то положение в иерархии, которое он занимает. Но этот ребенок смирился с положением вещей. Обычно это происходит либо от безысходности, либо от того, что на него агрессия направляется реже, чем на других «обитателей» зеленой зоны. От того, что он самодостаточен, он является потенциальным лидером.
Именно к нему тянется второй ребенок (градиент в сторону лидера). Делает он это для того, чтобы немного повысить свой уровень. Как я уже говорил, у такой пары шансы привлечь агрессивное внимание «верхушки» возрастают. Именно поэтому такие союзы не бывают долгими. Обычно, после первого же испытания, не оправдав себя, они разрушаются.
Первым шагом необходимо изменить положение вещей на такое:
Тут мы видим, что жертва стала «самодостаточной» и больше не стремится «прибиться» к кому-либо из детей. На самом деле, это условно. Потому что она зависит от нас. Для того чтобы ориентировать ребенка на себя необходимо следовать простым правилам.
Первое. Устанавливая контакт и после того, как это произойдет, вы должны постоянно убеждать ребенка в том, что после его признания ему станет лучше. Потому что приходить домой и скрывать свою беду от родных – это один уровень невыносимости бытия. А приходить домой, зная, что тебя поймут, поддержат и пожалеют – совершенно другой уровень.
Второе. Убедите ребенка в том, что он еще многое может. Например, несмотря на то, что он пока не может справиться с хищником, он обязательно ответит ему при определенных условиях. Вы должны «передвинуть» ту черту, за которой безответность мучает унижением. Уверяйте его в том, что он обязательно даст сдачи, если его начнут бить/если начнут бить девочку/слабого/издеваться над собачкой. У него, конечно же хватит смелости и всё получится. Это важно сделать. Так, вы ненавязчиво вооружите его личность «костылем», начнете вытаскивать его из омута самопрезрения. Потому что человек не способный выполнять неформальные требования общества, не соответствующий его нормам в любом случае в этот омут угождает.
Третье. Объясните ребенку, что причина ситуации не в том, что слаб/труслив/никчемен ребенок, а только в том, что у него ПОКА нет опыта. Что если бы он знал, чем закончится, он действовал бы по-другому и очень скоро все изменится.
Четвертое. Признайтесь или «признайтесь» в том, что сами переживали нечто подобное. В этом нужно убедить, рассказывая свою или чужую историю, приводя в пример книги и фильмы. Он должен понять, что не один такой. Далее (когда я говорю далее, это не значит, что предыдущие пункты можно забыть; к ним постоянно надо возвращаться) вы обращаете его внимание на то, что данную беду можно пережить и благополучно забыть. Вот, как вы сами это сделали, или как сделал герой книги.
Пятое. Вспоминаем, что такое дружба с точки зрения науки. Об этом мы говорили в третьей части. Берем ее основные признаки: прочность, устойчивость и относительное равноправие. Меняем отношения с ребенком на основе этих признаков.
Теперь, когда бы он к вам ни подошел, у вас всегда есть для него время. С какой бы глупостью ни обратился, вы всегда готовы ответить взаимно. Большинство обязанностей вы делаете вместе. Мусор выносит не только он, а любой на котором наполнилось ведро. Песок коту меняет тот, кто при ком песок загрязнился. Посуду моет тот, кто не готовил или тот, кто первый поел. Везде и повсюду теперь вы ищите справедливости и равноправия. Вы работаете, но он учится. Кстати, уроки вы теперь тоже делаете вместе, а не только «свысока» проверяете.
Наказания на время придется забыть. Вы друзья. А это значит, что наказывать вы не можете, зато можете обижаться. И если он не сделал что-то, что должен был, вы вправе насупиться, отказать ему в игре и не разговаривать с ним. Очень скоро подвернется возможность объяснить, в чем дело. В данном разговоре нужно растолковать, что обиделись как друг, взять обещание, что такого не повторится и простить. В следующий раз не обижаться, но потребовать выполнения обещания.
Шестое. Нужно расширить перечень совместных занятий, которые нравятся ребенку. Из личного опыта: совместный просмотр фильмов, подобранных под ребенка, чтение интересной книги на ночь, компьютерная игра «на двоих», семейный выход на природу, походы в парк аттракционов, совместные настольные игры, верёвочные городки, совместное рисование… Последнее рекомендую не только потому что оно позволяет установить дружескую связь, но и потому, что в процессе рисования происходит саморегуляция внутреннего состояния ребенка, что ему в нашей ситуации крайне важно.
Перечисленные шаги позволят ребенку почувствовать себя самодостаточным. Он перестанет сверх меры стремиться «в подчинение» к одноклассникам. После этого нужно сделать его лидером вне сложившейся в классе иерархии.
Седьмое. Для этого привлекаем ко всем перечисленным в шестом пункте мероприятиям постороннего и неизвестного для класса ребенка (на схеме овал с белым контуром). В моем случае это была подруга дочери со времен детского сада. Но могут быть и дворовые ребята или ребята из секции.
О секциях отдельно. Многие думают, что секции сами по себе решат проблему. Особенно, в случае с мальчиками, выбирают секции единоборств. Тут нужно понимать, что в секциях занимаются ребята разного возраста. Кроме того, туда самостоятельно идут такие ребята, которые запросто могут занять верхнее место в иерархии: они старше, сильнее, самостоятельнее, увереннее, дольше занимаются и т.д. Остальных туда ведут родители.
Приводя ребенка в секцию, вы должны это учитывать. Представьте себе, ваш травимый в школе пацан (это значит, что за ним идёт «смрад» травли) смотрит на тех, кто может отжиматься по тридцать раз и получает от них по голове. К чему это приведет? В зависимости от накала травли и неуверенности жертвы, от типа секции, от того, какой там педагог, какие ребята собрались это может привести к чему угодно.
Поэтому, выбирать постороннего ребенка в секциях нужно только в том случае, если нет дворовых и других знакомых детей. Тогда объясняйте ребенку зачем нужна секция (новые друзья) и только при его желании ведите его туда. Если он там займет нормальное место в иерархии – замечательно. Тогда нацеливаетесь на его новых знакомых. Если нет, то сразу же уходите оттуда. Поймете всё просто – ребенок либо захочет туда ходить, либо нет.
Вообще, главное правило в этом случае при выборе секции – умение ребенка. Не нужно отдавать его на бокс только потому что вам кажется, будто умение драться изменит ситуацию. Нет, не изменит. По крайней мере в лучшую сторону. Драться еще надо научиться, а чтобы научиться драться, нужна уверенность в себе. Как раз этого вашему ребенку и не хватает. Такой парадокс. Отдавать его нужно в такую секцию, где он будет уметь что-либо не хуже, но даже лучше других. Хорошо поёт – отдавайте на пение. Хорошо лепит – отдавайте на лепку. Хорошо ест булочки – отдавайте на поедание булочек или не отдавайте вообще.
Итак, найдя постороннего ребенка вы начинаете вовлекать его в свой круг общения. Созваниваетесь с родителями, договариваетесь о совместных гулянках, приглашаете его в гости и вместе играете, ходите в походы. В этой ситуации вся компания у вас под присмотром и вы потом, наедине с ребенком, даете ему советы, как нужно поступать в будущем и где он совершал ошибку.
В общем, вы как бы делитесь с ним своим авторитетом временно предоставляя ему возможность побывать в лидерах. Пусть даже и самой малой группы на двоих.
Восьмое. Есть такое понятие – «виктимность». Как бы кто к этому ни относился, но это объективная данность. Комплекс свойств и особенностей человека, который делает его жертвой чаще других людей. Так вот, став другом ребенку, занимаясь с ним совместной деятельностью, наблюдая за тем, как он общается с ребенком (а то и двумя детьми) со стороны, вы должны выявить такие особенности и удалить их. Некоторые из них приведены ранее, в четвертой части. Но кроме них вы должны работать над:
- осанкой и постановкой головы, позами,
- открытым и прямым взглядом,
- улыбкой (улыбаться часто, смело, зубы чистить регулярно),
- теми дефектами речи, которые поддаются исправлению, к тем, что не поддаются исправлению менять отношение (например, много знаменитых, умных и обаятельных картавых людей),
- словарным запасом и репертуаром,
- умением встречать и парировать словесные атаки,
- самостоятельностью,
- схожестью с другими,
- страницей в социальной сети.
После того, как восьмой пункт начнет приносить свои плоды сфера влияния вашего уже "самодостаточного" ребенка начнет расширяться.
Конечно, одноклассники не увидят того, что жертва создала МГ в которой стала лидером. Но они это почувствуют обязательно. За это время, кстати, скорее всего, распадется школьная МГ в зеленом поле. Вспоминаем: дети этого уровня иерархии долго не дружат друг с другом. И все одноклассники будут видеть картину так:
Почему жертва вдруг стала выше? Потому что ее поддерживает та самодостаточность, которую вы ей «заняли», ощущение лидерства над тем ребенком, которого одноклассники не видят. А еще, потому что второй потенциальный лидер «сдулся» после выхода из своей сферы влияния «неопределившегося» и мечущегося ребенка. Следующей нашей тактической задачей станет вовлечение «неопределившегося» в свою сферу влияния. В том случае, если в зеленой зоне только два ребенка – будем вовлекать второго. Если наш ребенок там находится в «гордом» одиночестве – будем привлекать того ребенка из желтой зоны, который ближе других к границе с зеленой. Но перед тем, как продолжить разговор на эту тему надо вернуться к восьмому пункту и разобрать его подробнее.
Первая часть, вторая часть, третья часть, четвертая часть, пятая часть, шестая часть, седьмая часть, Вы только что прочли восьмую часть, девятая часть.
Все вместе находится тут.