Третий-пятый уровни травли.
После того, как второй уровень пройдет, процесс продолжается. Хищники поняли, что жертва выбрана верно, нашли такие варианты травли, которые позволяют обходить правила единичных учителей, удерживающих хоть какое-то подобие порядка на уроках. Травля распространяется почти на все уроки, выплескивается в столовую, в коридоры, на перемену. И переходит на третий уровень.
Это уровень параллелей и/или старших классов. В тот момент, когда школьники из других классов поймут, что ребенок является жертвой и его травят, некоторые из них обязательно присоединятся к травле. Присоединятся в первую очередь отморозки из параллелей, которые дружат с отморозками из класса жертвы. Все они имеют контакт с отморозками из старших классов, которые рано или поздно также вступят в дело. Ну и в последнюю очередь к травле присоединяются отморозки из младших классов, которые, естественно, имеют контакт с хищниками из параллели жертвы. Они вступают в дело только после того, как понимают, что собралась целая стая хищников и им самим ничего не угрожает. Вступают в дело в последнюю очередь, но зачастую с неистовым самозабвением и постоянством.
И это – четвертый уровень. Общешкольный уровень и уровень социальных сетей. Невыносимость бытия почти предельная. Спрятаться нельзя нигде. В любом школьном уголке тебя достанут. Противоположный пол смотрит с презрением или не замечает. На третьем и четвертом уровне никакие службы Вашему ребенку не помогут. Перевод в другой класс не имеет смысла. Сами Вы сможете прекратить травлю только в том случае, если Ваш поступок реально до трясучки перепугает большинство хищников, а все остальные еще пару недель будут о нем вспоминать. Как понимаете, так смогут сделать считанные единицы и лично я с таким не встречался никогда. Знаю только об одном таком случае, когда сын друга моего отца по настоянию родителя пришел в школу с топором, долго бегал за бывшими хищниками, разрубая двери на пути. Но такое поведение, во-первых, доступно далеко не всем, а, во-вторых, оно сломает жизнь ребенку и может кончиться очень трагично. Тот ребенок с этого момента пошел по уголовному пути, что, как мне кажется, очевидно. И судьба его, к сожалению, не завершилась ничем хорошим.
На этих уровнях решить проблему может перевод в другую школу. Подробнее об этом чуть ниже.
Последний уровень – пятый. Травля выплескивается за пределы школы и в реальной жизни, и в социальных сетях. Гуляя на улице ребенок постоянно сталкивается с хищниками или, в лучшем случае, живет в ожидании таких столкновений. При этом появляются совершенно посторонние мучители, те, которые не обучаются в школе. На этом уровне даже перевод в новую школу нужно осуществлять крайне осторожно, о чем мы поговорим ниже.
Насчет социальных сетей вообще нужно понимать, что они значительно усугубили и расширили возможности для травли. Ускорили ее развитие. И если во время травли с ребенком произошло нечто такое, что по мнению хищников должно отправиться за жертвой в новую школу, то оно обязательно туда отправится. Это должно быть из ряда вон выходящее событие. Если такое есть, то перевод в другую школу проблему не решит. Пример такого события описан у меня в книге «Восточный фронт» (книга целиком тут) когда подвергшаяся запечатленному на видео насилию девочка перевелась в новую школу.
Признаки травли.
Во-первых, нужно понять, относится ли ребенок к группе риска.
В нее входят дети с физическими или психическими отклонениями от нормы. Рыжие, полные, очень худые, с кривыми ногами или раскосыми глазами, заикающиеся, дети с необычной фамилией, из многодетных семей и просто непохожие на большинство остальных детей.
Кроме того, очевидный для одноклассников более высокий уровень умственного развития ребенка – это фактор риска. Или уровень культурного развития, особенно если район проживания не самый благополучный. Есть правило, которое я вывел для себя на основе опыта собственного детства, отцовства и многих лет работы в школах. Исключения из данного правила возможны, но за всю свою практику я видел такое только один раз. Вот так я выражу свои наблюдения:
Чем лучше ребенок в семье, тем вероятнее у него будут проблемы с одноклассниками в школе. Чем меньше у него проблем с одноклассниками, тем хуже отношения с родителями.
Все дети-жертвы травли, которых я наблюдал, не имели проблем в семье. Это были воспитанные, неплохо усваивающие школьную программу дети. И наоборот – все хулиганы, которых я встречал, а тем более лидеры и вожаки травли всегда были родом из семей, в которых родители не имели или вовсе не хотели иметь над ними контроля.
Кто-то скажет, что это очевидно. Пусть так, но банальностью это назвать нельзя. Да и по поводу очевидности я бы мог поспорить. Но мы ведь не для этого тут собрались?
Конечно, это правило – не закон всемирного тяготения. Из него есть исключения. В педагогике вообще очень мало непреложных законов. Например, если у Вас и школа хорошая, и ребенок замечательный, то до травли там не дойдет. В худшем случае остановится на уровне легких трений с ребятами, а в лучшем и вовсе обойдется.
Но если школа плохая, а ребенок хороший, то он в группе риска. В полном соответствии с правилом. Почему это так?
Это связано с культурным уровнем. Школьный и домашний уровни несовместимы. Особенно сейчас. Вспоминаем вторую часть, в которой я рассказывал о формировании непроницаемой для взрослых детской среды. В такой среде ребенок из семьи с уверенным классическим и твердым воспитанием будет чувствовать себя крайне неуютно. Да, дома он делает домашние дела, не спорит и не пререкается с родителями. Но в школе именно над ним легче всего издеваться. Пока у ребенка до конца не сформирована личность, культурная продвинутость делает его слабее и ставит под удар. Это потом, когда он состоится и вырастет, может быть, он попадет в соответствующую культурную среду, где подобных проблем не будет. А пока, к сожалению, подобные задатки приводят его в группу риска. Это очень похоже на филогенез человека. Лишаясь клыков, когтей и дикости, человек приобретал культуру, интеллект и социум. Но у такого обмена были свои издержки. Одна из них в том, насколько беспомощны наши дети по сравнению с детенышами животных. В том, как долго они нуждаются в родительской опеке. Согласитесь, похоже. Но так ничего удивительного в этом нет. Потому что ситуация травли – это ситуация социального регресса, когда один из детей регрессу не подвержен. Образно говоря, у всех остальных появляются клыки, когти и дикость, а у него нет.
Дальше. К группе риска относятся дети, которые попадают в новое социальное окружение.
Если родители по каким-то причинам поменяли только класс обучения, то относительно других случаев риск минимален, хотя безотносительно он довольно высок. Просто потому что в новом классе уже сложилась своя иерархическая структура со своими лидерами и свитой. Вписаться в нее очень непросто. Если пришлось менять школу, то риск выше. Если семья поменяла и район проживания, и школу – риск еще выше. Поменяли город, – выше. Страну – он максимален.
Дети из семьи национального меньшинства тоже относятся к группе риска (якут, еврей, украинец и т. д.).
Однако зачастую бывает и наоборот. Если в Вашей школе высок процент, например, кавказцев и азиатов (диаспора), а Ваш ребенок славянской внешности и культуры – вы в группе риска. Тем более вы в ней, если хотя бы один-два активных кавказца или азиата учатся в Вашем классе. Прошу только не связывать это с национализмом или, того хуже, с нацизмом. Тут дело в традициях, культуре и в их упадке.
Кроме того, в группу риска входят дети родителей, которых когда-то травили в школе или травят на работе. Дело в том, что входит в условия для возникновения травли. Их три:
- врожденная человеческая внутривидовая агрессивность,
- социальные, культурные, психологические и иные особенности хищника и
- подобные же особенности жертвы.
Если мы говорим о ребенке того родителя, который сам когда-то прошел через травлю, то у такого ребенка весьма вероятно окажутся такие же особенности, которые запустили травлю в случае с его родителем. Физиологические особенности, передающиеся по наследству. Культурные особенности, передающиеся из поколения в поколение. Генетически определяемый тип темперамента и так далее, и тому подобное.
Всё это я объединил под условным понятием «социальной кармы».
В книге «О дружбе. Эволюция, биология и суперсила главных в жизни связей» научный журналист Лидия Денворт собрала массу интереснейшего фактического и теоретического материала из областей этологии, психологии, биологии, медицины и других наук. Приведу небольшой отрывок о жизни приматов.
«Айви и Эсид не состоят в родственных отношениях, но, говорит мне Альбертс, заглянув в блокнот полевых наблюдений, они родились в ноябре 2011 и феврале 2012 года соответственно. Они ровесницы, выросшие вместе…
Около пятнадцати лет назад Альбертс и ее коллеги выявили мощные социальные связи между матерями, бабками и прабабками этих самых бабуинов, и эти связи можно считать версией дружбы для обезьян. Еще важнее то, что им удалось открыть ценность этих уз для животных, выявить силу влияния дружбы на результирующее качество жизни».
Этот отрывок привлек мое внимание не тем непосредственным посылом, который в него вкладывал автор. Меня заинтересовал факт передачи дружбы «по наследству». На самом деле это не какое-нибудь поразительное открытие. Я думаю, многие могут встретить массу доказательств этому факту в окружающей жизни. Так, есть около десяти знакомых мне семей, которые дружат поколениями. Дружат их родители, во времена моего детства, дружили их дети. Сейчас между собой дружат семьи моих ровесников, и их дети (в крупных городах этого меньше). Но вот прямое зафиксированное доказательство я встречаю впервые.
Если это так и отношение родителей к определенным ситуациям, факторам и другим людям (а в приведенных наблюдениях к бабуинам) может наследоваться и передаваться через поколения, то подтверждаются и многие психологические теории. Теории о том, что дети усваивают модели поведения родителей или паттерны. Это я и называю социальной кармой. Поэтому, если Вы переживали когда-то школьную травлю, необходимо с усиленным вниманием следить за своим ребенком и помогать ему, как минимум, советами.
Феномен «социальной кармы» настолько силен, что «травля передается» даже усыновленным детям от родителей, не имеющих с ними биологически-наследственной связи.
Теперь следует перечислить более конкретные признаки, по которым можно определить, травят вашего ребенка или нет. Справедливости ради нужно сказать, что какую-то часть этой информации легко найти в интернете.
- У него нет или почти нет друзей-одноклассников. Или они есть на словах, но домой он их не приводит, в гости не ходит, а гуляет на улице редко.
- Сам очень много сидит дома, не гуляет, по телефону не разговаривает. На дни рождения не ходит или почти не ходит. Задумчив, замкнут. У меня в детстве были такие проблемы, и я значительную часть свободного время проводил за лепкой из пластилина. Вплоть до 9 класса.
- Ребенок постоянно ищет поводы, чтобы не пойти в школу. Голова или живот болят, температура. Вообще он ненавидит школу, о чем вы можете частенько слышать.
- Ребенок часто теряет вещи – на самом деле их прячут и крадут.
- Может быть грубым и раздражительным дома, вымещая злость и обиду на братьях с сестрами.
- Может выпрашивать или красть деньги. Скорее всего, с него их «трясут» в школе.
- На теле часто синяки, ссадины. Вещи грязные, порченные. Это потому, что их постоянно швыряют, пинают и пачкают в классе. Книги и тетради рванные, мятые и грязные по той же причине. Вы ему постоянно говорите, чтобы не вырывал листы из тетради, а он это делает. Ну конечно, если на них рисуют оскорбляющие рисунки!
- Может ходить в школу не самой удобной и короткой дорогой, избегая лишних встреч.
- На страницах в социальных сетях нет личных фотографий, данных. Большинство «френдов» такие же. Записи на странице могут быть поголовно из вымышленного мира (анимэ, мультики, фильмы и т.д.).
- Я, например, уходил в пустую комнату, ставил колонки к ушам (наушников не было) и слушал песни. Вымышленный мир, где нет необходимости ежеминутно ожидать коварного удара и оскорбления, не нужно отбиваться.
- Проведение всего свободного времени в компьютерных играх, где тебя никто не знает и можно «раскачать» своего персонажа – то, что не получается делать в реальности.
- Погружение в различные субкультуры, где пропуском является приверженность внешним критериям. Предъявляя такой пропуск ты занимаешь некоторое место в новой для тебя иерархической структуре и оно позволяет тебе нормально общаться с новыми людьми, не подвергаясь жестокому давлению.
- Нежелание делиться с вами событиями из школьной жизни и односложные ответы на вопросы о ней.
- Учится, сидя за первой партой или близко к ней (хищники всегда сидят за последними).
Многое можно выяснить у классного руководителя, если ему не наплевать, и он что-то замечает. Но в любом случае это нужно будет к нему прийти лично и задать конкретные вопросы. Чем вы должны интересоваться у классного руководителя и предметников?
- На уроках не активен, отвечает боязливо.
- Не «тусуется» с одноклассниками, находясь в одиночестве или рядом с учителями.
- Ребенок не любит есть в столовой, первым переодевается в раздевалках, не присутствует в общих коридорах на перемене.
Его оскорбляют, дразнят, дают унижающие клички, на физкультуре по нему часто "случайно" прилетают мячи.
- Сдачи он не дает, делает вид, что всё это шутки. Глупо улыбается, отшучивается.
- У учителей к нему претензий нет. Такие дети всегда «хорошо себя ведут».
- На физкультуре в игры не играет или же выбирают его последним (очень верный признак и с "физруками" стоит говорить очень тщательно) и предпочитают обходиться без него.
- В классе низкий общий уровень знаний. Потому что в классе, где детям страшно, все подвержены стрессу. Дети плохо учатся, думая не о знаниях, а о том, как избежать нападок.
У меня был случай, когда ребенка заставляли ходить в школу в форме. Он категорически противился. Удивительно, но даже страшный для него отец, не мог повлиять. Наказания не действовали. В крайнем случае парень уходил из дома в школьной форме, но брал с собой «спортивку», в которую переодевался в школе и ходил мятый. Или же возвращался домой, опаздывая на первый урок, и переодевался.
Меня попросила повлиять «на ужасного хулигана» его классный руководитель. Я сначала тоже думал, что он заводила в классе и просто идет наперекор всем. Но через пару дней разобрался, что он дико боится настоящего лидера, который диктует свою волю. Только после этого проблему удалось решить. Случай описан в моей книге, которую я уже упоминал.
Это я рассказал для того, чтобы вы понимали, как сложно выявить проблему. В данном случае признак – нежелание ходить в школьной форме.
С этим разобрались. Теперь у нас есть такая дико проблемная ситуация, о которой мы знаем, а этиология нам ясна.
Следующий вопрос, с которым следует разобраться звучит так:
Что делать?
Первая часть, вторая часть, третья часть, четвертая часть, пятая часть, Вы только что прочли шестую часть, седьмая часть.
Всё вместе находится тут.