Найти тему

Итоги года: долгий кризис, риски или переход к новой модели российской экономики

Сложный 2022 год российская экономика завершила лучше, чем прогнозировали западные аналитики. Этот вывод стал основным в речи премьера Михаила Мишустина на итоговом заседании правительства: снижение ВВП составило чуть более 2% за 11 месяцев, тогда как Bloomberg прогнозировал падение российского ВВП на 11%, разрушить российскую экономику у недружественных государств не получилось.

Но в том, что текущий кризис будет затяжным, не сомневаются и скептики, и оптимисты. В числе самых главных рисков эксперты и власти называют ограничения на экспорт, слабый спрос и то, пополнится ли бюджет нужными объемами нефтегазовых доходов. Один из основных вопросов — сколько лет уйдёт на перестройку экономики под новые условия и насколько болезненным будет процесс. Бизнес-журнал собрал мнения и прогнозы властей, в том числе финансовых.

В начале будет рецессия

Мир в грядущем году ждёт рецессия. Она затронет треть мировой экономики, прогнозирует директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева.

«Потому что три крупные экономики - США, ЕС и Китай - замедляются одновременно. Половина Евросоюза будет в рецессии»,- сказала глава МВФ.

Отголоски рецессии ощутят даже в странах, экономика которых не будет снижаться, считает она.

МВФ прогнозирует, что мировой ВВП в текущем году увеличится на 2,7% после роста на 3,2% по итогам 2022 года.

Набиуллина об инфляции в России в 2023 году

В 2023 году Банк России в базовом сценарии ожидает снижение темпов инфляции до 5-7% и ее возвращения к целевым 4% в 2024 году. Но в последнее время появились признаки усиления ценового давления, отметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на декабрьской пресс-конференции по итогам заседания совета директоров регулятора.

«Среди проинфляционных факторов выделю повышенные инфляционные ожидания, нехватку рабочей силы в отдельных секторах, ограничения на стороне предложения, расширение бюджетного дефицита, а также ухудшение условий внешней торговли», — сказала председатель ЦБ.

В ближайшие 12 месяцев граждане ожидают инфляцию в 12,1%. Ценовые ожидания предприятий на три месяца вперед продолжили повышаться. Средний ожидаемый предприятиями темп прироста отпускных цен в ближайшие три месяца составил 6,5% в годовом выражении.

Герман Греф о «движении вниз»

Глава Сбербанка Герман Греф ожидает в следующем году дальнейшего замедления инфляции в России и снижения ключевой ставки ЦБ.

«Я думаю, что скорее всего, мы увидим дальнейшее снижение инфляции. Мне кажется, что в следующем году ставки Центральный банк может двигать вниз», - такое мнение Греф высказал в интервью на телеканале «Россия 24».

«Бюджет будет дефицитным, соответственно, с ликвидностью должно быть все нормально. И я думаю, что депозитные инструменты будут находиться на уровне примерно инфляции, может быть, даже чуть ниже. Как только у банков будет возникать дефицит ликвидности, а сегодня это пока не так, ставки на депозиты будут расти. Сегодня банковская система в целом немного профицитна, поэтому ставки по депозитам имеют отрицательный уровень по отношению к инфляции», - дал прогноз глава Сбербанка.

Силуанов и его видение основных рисков

В 2023 году бюджетный дефицит может оказаться выше запланированного, а объем экспорта энергоносителей — ниже, заявил глава Минфина Антон Силуанов. Никуда не делись и внешние угрозы.

В 2023 году для федерального бюджета будет актуален ряд рисков. Это, в первую очередь, сокращение нефтегазовых доходов

Министр отметил, что на фоне введения западными странами «потолка цен» в 2023 году может произойти сокращение нефтегазового экспорта из России. «Если мы не будем продавать (нефть) в одни страны, а будем продавать в другие, это снизит объем добычи и объемы экспорта энергоресурсов из России. В принципе, об этом много говорили, что это возможно. Вопрос — пополнится ли наш нефтегазовый бюджет теми объемами, которые мы предусмотрели, или нет. Это один риск», — сказал Силуанов.

Прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2023 году составляет 8,9 трлн руб., из которых более 900 млрд — это дополнительные доходы, которые должны поступать в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Поступление валютной выручки в страну будет зависеть от того, какими будут спрос и предложение нефти, а также — найдут ли российские экспортеры новые рынки, подчеркнул глава Минфина, отдельно отметив, что в результате сокращения бюджетных поступлений дефицит в 2023 году окажется выше запланированных 2,9 трлн руб. (2% ВВП).

Мантуров: 2023 станет решающим

Вице-премьер - глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что 2022 год для отечественной промышленности показал «неплохие результаты и устойчивость», а вот у 2023 года совершенно другие задачи.

«2023 год будет, по сути, переходным от периода введения беспрецедентных санкций и ухода иностранных производителей техники из нашей страны к новой модели развития и поэтому, во многом, решающим», - заявил Мантуров.

По словам Мантурова, промышленности в 2022 году удавалось решать поставленные задачи благодаря сформированному в предыдущие годы запасу прочности, а также оперативным антикризисным мерам.

Насколько ещё хватит прошлых запасов? Сможет ли государство с прежней эффективностью поддерживать финансово предприятия и противостоять санациям недружественных государств? Вопросов много. Очевидно, ещё больше их поставит новый 2023 год.