Найти тему
Живописные истории

Неуловимая жизнь Питера Брейгеля Старшего. Часть 1

Кем был Питер Брейгель Старший (1525/30-1569)?

Его гравированный портрет, появившейся примерно через три года после смерти художника является лучшей сохранившейся записью о нем.

Но этот строгий вид в профиль мало что показывает нас; Брейгель даже не держит в руках кисть или палитру, традиционные символы живописного ремесла.

Биографы, начиная с шестнадцатого века, пытались описать жизнь этого нидерландского художника, работы которого так захватывают нас, но чья собственная история всё ещё остается в значительной степени загадкой.

Сам Брейгель кажется таким же неуловимым, как и его пчеловоды: люди с ощутимым присутствием, в чьи личности мы не можем проникнуть, поскольку их закрытые головы и тела дают мало подсказок о том, кто они, откуда пришли или о чем думают. Как и они, Брейгель остается неосязаемой фигурой, хотя его замечательные картины и рисунки оставляют у нас неизгладимые впечатления.

"Пчеловоды"
"Пчеловоды"

Хотя такие панно, как «Крестьянская свадьба» (ок. 1567 г.) и «Жатва» (1565 г.), представляют зрителю яркие образы крестьянской жизни, мы знаем, что их создатель не был "крестьянином Брейгелем", каким его представляли многие из ранних биографов.

Он был скорее городским жителем, общавшимся с умнейшими людьми своего времени.

"Жатва"
"Жатва"

Однако за последние четыре с половиной столетия о происхождении Брейгеля было раскрыто немногим больше, чем эти скудные факты, и еще меньше — о его жизни. В результате мы можем в основном только строить обоснованные догадки о том, какие идеи он, возможно, намеревался передать в своих необычных картинах с изображением крестьян, а также в пейзажах и аллегорических гравюрах.

"Крестьянская свадьба"
"Крестьянская свадьба"

Проследить биографию Брейгеля проблематично, поскольку документальных свидетельств, относящихся к его жизни, исключительно мало. Действительно, нам легче проследить историю его картин за последние четыре с половиной столетия, чем реконструировать его жизнь. Архивные записи дают нам лишь проблески разрозненных моментов — его вступление в гильдию художников, заказы картин, его женитьба.

Мы можем экстраполировать информацию из этих отрывков и сопоставить их с другими современными свидетельствами и с тем, что мы знаем о периоде, в котором жил художник, о его семье и друзьях.

"Возвращение стада"
"Возвращение стада"

Биография в две с половиной страницы, опубликованная Карелом ван Мандером в его книге Schilder-boeck 1604 года, послужила важным источником подробностей о жизни Брейгеля, но её нельзя принимать полностью за чистую монету.

Хотя автор, должно быть, частично основывал свой рассказ на информации, полученной от людей кто знал Брейгеля, его повествование переплетено с топонимами и придуманными анекдотами, призванными прояснить работу художника, которые были стандартными чертами биографий художников того времени.

Ван Мандер утверждает, например, что Брейгель и его друг Ганс Франкерт ходили на сельские ярмарки и свадьбы, одетые как крестьяне, и дарили "подарки точно так же, как и другие, притворяясь членами семьи или знакомыми невесты или жениха".

"Крестьянский танец"
"Крестьянский танец"

Вполне возможно, что Брейгель дружил с Франкертом, торговцем и ювелиром из Антверпена, но остальная часть истории, скорее всего, является фантазией, навеянной изображениями художника крестьянских праздников, некоторые из которых автор видел в местных частных коллекциях Амстердама.

Продолжение: