Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Двойные послания (Грегори Бейтсон): разрешение и запрет

В 50-х годах ХХ века англо-американский философ, этнограф и этолог Грегори Бейтсон совместно с коллегами изучал людей, страдающих шизофренией. В это время он руководил исследовательским проектом в Пало-Альто (Калифорния), в который также входили Дон Д.Джексон, Джей Хейли, Джон Х.Уикленд и Уильям Ф.Фрай. Проект касался исследования парадоксов патологической коммуникации при шизофрении.

Исследователи сделали много записей разговоров с больными и их близкими, провели их детальный анализ и выявили общие тенденции.

Члены исследуемых семей посылали друг другу противоположные сигналы. Чаще такая коммуникация была между матерью и ребенком. Отчетливо это проявлялось, если мать обладала безраздельной властью, а отец отсутствовал, либо являлся очень слабой фигурой и был не в состоянии вмешаться и помочь ребенку разобраться в противоречиях.

Если же мать не находилась в доминирующей позиции, то в создании ситуаций «double bind» могли принимать участие и отец, и братья с сестрами, и бабушки с дедушками. При всем этом ребенку, получавшему разнонаправленные сигналы, было запрещено прояснять возникшее недопонимание.

Так была сформулирована концепция «double bind» / «двойное послание»

Характеристики и необходимые составляющие ситуаций с «двойным посланием»:

(Bateson G., Jackson О., Haley J.,Weakland J.H. Toward a Theory of Schizophrenia // Behavorial Science, 1956.)

  • два или более участника
  • повторяющийся опыт, в результате которого это становится привычным ожиданием
  • человек, получающий «двойные послания», находится в очень близких отношениях с «отправителем», поэтому для него важно точно понять, что ему сказали, чтобы отреагировать правильно
  • значимый человек передает одновременно два сообщения, одно из которых исключает другое
  • человек, получающий «двойные послания», лишен возможности высказываться по поводу получаемых им сообщений, не может уточнить, на какое из них реагировать.

Ситуация «двойного послания» предполагает, что человек, оказавшийся в роли получателя, не может выйти из нее без ущерба для себя.

-2

FreePik

Бейтсон описывает случай из клинической практики, который произошел между пациентом, страдающим шизофренией, и его матерью. После того, как состояние парня значительно улучшилось, его пришла навестить мать. Сын был очень рад встрече и обнял ее. Однако мать не проявила теплых чувств, а наоборот напряглась и оцепенела. Сын тут же отстранился, а мать спросила: «Разве ты меня больше не любишь? Ты не должен так легко смущаться и бояться своих чувств». После этого пациент не смог оставаться в присутствии матери и, когда она ушла, у него случился приступ, его пришлось фиксировать.

Пациент в очередной раз попал в сложную для него ситуацию, в которой мать замаскировала осуждением сына свое неприятие проявления его любви к ней:

  • сын обнял - она напряглась и оцепенела;
  • сын отстранился - она обвинила в том, что он ее не любит

Сын оказывается перед неразрешимой дилеммой: «Если я хочу, чтобы мама была со мной, то я не должен показывать свою любовь к ней. Но если я буду так делать, то потеряю ее».

Исследования, проведенные Бейтсоном, показали, что к «double bind» чувствительны не только люди, но и дельфины, собаки и, возможно, другие живые существа (Bateson G. Double Bind, 1969).

Автор: Олег Арескин
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru