Найти тему
"Lucky Sensei" School

Повторение - мать учения или кривая забывания.

Как быстро мы забываем новую информацию? Сколько нужно времени, чтобы запомнить информацию окончательно?
Почему нет результат от занятий? Как ускорить получение результата?

В 19 веке известный ученый Г.Эббингауз проводил исследования, которые позволили вывести закон забывания.
Немецкий пси­холог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мыш­ления. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенно­стей проявления механизмов ассоциаций, а также от­крыл закон забывания. В ходе опытов было установле­но, что забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней в памяти остается менее 20%.

Параллельно с исследованиями Г. Эббингауза проводились исследования и других ученых, которые подтвердили его теорию.
Американский психолог М. Джонс проводил эксперименты, которые показали, что сразу пос­ле получения новой информации правильно воспроизводится 65 % основной информации, спу­стя 3-4 дня после — 45,3%, спустя 1 неделю — 34,6%, спустя 2 недели — 30,6% и спустя 8 недель — 24,1 %. Для сравнения данных проводились несколько подобных исследования и получалось всегда то же самое: после получения новой информации сначала шло быстрое забывание воспринятого материала, а затем несколько медлен­нее.

Из данного опыта следует вывод, что если ученики не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через 2 месяца от него останется лишь 25 %, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые 3-4 дня пос­ле восприятия.

Для того чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно орга­низовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу. Это хорошо подтверждают исследования М. Н. Шардакова. Он установил, что если не повторять полученный материал в день получения, то через день сохраня­ется в памяти 74 % материала, через 3-4дня — 66 %, через месяц - 58 % и через 6 месяцев — 38 %. При повторении материала в первый день через день в памяти сохраняется 88%, через 3-4дня — 84 %, через месяц — 70% и через 6 месяцев — 60 %. Если же организовать периодическое повторение матери­ала, то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяже­нии значительного времени.

Итак, почему же нет результат от занятий?
Всё дело в частоте занятий.

Научно доказано, что через несколько часов после получения новой информации кривая забывания стремительно спускается вниз, а через 3 дня теряется больше 60% информации.
Опыт работы "Lucky Sensei" показывает те же самые результаты: ученики, которые ходят на занятия 1 раз в неделю, движутся к цели со скоростью улитки, потому что за 7 дней в голове ребенка пролетает уйма материалов и новой информации. Именно по этой причине "Lucky Sensei" рекомендует ходить на занятия минимум 3 раза в неделю.

Некоторые родители не следят за частотой занятий и в случае невозможности присутствовать в назначенное время не делают перенос занятия, а ставят отмену. Тогда количество занятий в неделю сокращается и, соответственно, увеличивается пробел между усвоением новой информации.

​Как ускорить получение результата?
Поскольку забывание это контролируемый процесс, мы можем добавить к посещению занятий самостоятельное выполнение домашних заданий по пройденной теме. Это не только ускорит получение результата, но и поможет преподавателю составить более точную картину усвоения материала и увидеть продуктивность на практике.

Также целеустремленные родители, желающие получить максимально быстрый результат, записывают ученика на занятия 5 раз в неделю, а кто-то даже на 7! В таком случае, занятия не длятся долго, потому что поставленная цель достигается гораздо быстрее и отмены занятий очень несущественно влияют на запоминание.
И, конечно, в случае таких объемных заказов у "Lucky Sensei" предусмотрены скидки.

Немного науки:

Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припом­нить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным вос­произведением и полным забыванием существуют различные степени воспроиз­ведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти».

Принято выделять три таких уровня:
1) воспроизводящая память;
2) опознающая память;
3) облегчающая память.

Например, ученик выучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно — это первый уровень памяти, самый высокий; если он не может воспроизвести заученное, но легко опознает (узнает) стихотворение в книге или на слух — это второй уровень памяти; если же учащийся не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз, — это третий уровень.

Таким об­разом, степень проявления может варьировать. При этом характер проявления за­бывания может быть различным. Забывание может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям.

Однако, надо учитывать, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприя­тия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

​Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспо­минание).

Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и млад­ших школьников. Гораздо реже это явление встречается у взрослых. По данным Д. И. Красилыциковой, при воспроизведении материала реминисценция отмеча­ется у 74 % дошкольников, у 45,5 % младших школьников и у 35,5 % школьников пятых-седьмых классов.
Это связано с тем, что дети не всегда сразу как следует осмысливают материал при его восприятии и потому передают его неполно. Им требуется какой-то промежуток времени для его осмысления, в результате чего воспроизведение становится более полным. Если же материал осмыслен сразу, то реминисценция не наступает. Этим объясняется тот факт, что чем старше школь­ники, тем реже наблюдается это явление в их памяти.