Коррекция речевых и поведенческих нарушений у детей - Инновационные технологии и программы - часть 1
При реабилитации детей с речевыми и поведенческими нарушениями необходимо применять комплексный подход, который состоит из 3 компонентов:
- Медицинское лечение;
- Психолого-педагогическая коррекция;
- Немедикоментозная терапия.
Сегодня мы рассмотрим второй пункт.
Психолого-педагогическая коррекция включает в себя работу с психологом, работу с логопедом. Основными методами работы данных специалистов и нашего Когнитолога Фоминой Марии Андреевны является ABA - терапия и Сенсорная интеграция.
ABA- терапия
АBA- терапия - (Applied Behavioral Analysis)- Это Прикладной анализ поведения в работе с детьми с аутизмом.
Это интенсивная обучающая программа, с помощью которой можно проследить связь между поведением ребенка и окружающей средой. Таким образом с помощью практических методов можно изменить стимулы, а следом и поведение ребенка. На данный момент это самый эффективный и научно обоснованный метод лечения аутизма, так как обучение происходит на индивидуальной основе, потому что детки все разные. И если обратить внимание на конкретное поведение, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно изменить его эффективнее, чем попытаться изменить словами, отругать или дать таблетку.
С помощью данного метода можно:
- исключить истерики дома и в общественных местах;
- уменьшить проявления агрессии и аутоагрессии;
- сформировать бытовые навыки и навыки гигиены;
- научить ребенка проявлять интересы.
Прежде чем начинать занятия, необходимо провести оценку первоначальных навыков ребенка. На занятиях мы обучаем всем видам навыков: коммуникативным, игровым, навыкам имитации, речевым, навыкам самообслуживания. Один из основных принципов АВА- терапии - это обучение социально значимым навыкам, поэтому терапия предусматривает работу не только и не сколько за столом, но и обучение в натуральной среде: на игровой площадке, в общественном транспорте.
Сенсорная интеграция
Окружающая среда очень разнообразна, и важно понимать, каким образом ребенок воспринимает этот мир.
Сенсорная интеграция- это обработка поступающей извне информации, которую мы получаем от органов чувств и после передаем в мозг.
Данный процесс позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся и формирует базу для обучения и социального поведения.
Нарушения сенсорной интеграции могут проявляться достаточно рано: ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, заговорил. Если этот процесс нарушен, малышу будет труднее ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут проявляться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Занятия сенсорной интеграцией помогут детям с различными нарушениями поведения, речи, мышления, эмоциональной сферы успешно преодолеть препятствия в развитии и социально адаптироваться в обществе.
А про остальные пункты мы расскажем в следующий раз. Надеемся эта информация была Вам полезной.