От праздника Рождества Христова 25 декабря старого стиля по праздник Крещения Господня 6 января ст. ст. по народным традициям наступали святочные дни - время девичьих гаданий. Гадание являлось делом греховным, но желание узнать свою судьбу, своего суженого или хотя бы его имя было столь велико, что никакие запреты не останавливали пылких девиц. Гадания были на шутейные, такие как бросание сапожка, так и серьезные - с вызовом потусторонних сил. В последнем случае гадальщицы осознавали с чем имеют дело и на какой риск идут. Так для гаданий со свечей и с зеркалом убирались все иконы и снимали нательный крестик, а само гадание часто совершалось в бане. Баня хоть и считалась очень полезной для души и тела, но само по себе это место, по представлению крестьян, было нечистым. Кроме греховной стороны, также существовал риск смертельного исхода. О испуге, помешательстве, тяжелой болезни и смерти гадальщиц повествую этнографы конца XIX начала XX веков. Насколько эти сведения являются достоверными, а не устоявшемся мифом сейчас сказать трудно, но доля истины там есть. В целом же такие обряды были повсеместны и ежегодны, а сами гадания отличались разнообразием. В Архангельской губернии во второй половине XIX века среди прочих гадальных обычаев существовал целый ряд обрядов, которые именовались как - "слушать". Об этом повествует этнограф Петр Саввич Ефименко.
Самым опасным был обряд гадания, который описывался как "Слушаютъ на разстаняхъ". Разстань это перекресток дорог. Так вот на святочные дни девушки ночью уходили на эти разстани гурьбой, по нескольку человек. Обязательным условием было снимать с себя нательный крест, что уже говорит о нечистом деле. Порой для храбрости брали с собой паренька не из трусливых. Дойдя до места зажигали лучину, а угольком от неё чертили круг на снегу. Круг делали с молитвой -"со святыми словами". После этого заходили внутрь круга и в тишине ожидали видений, которые могли случиться в полночь. П. Ефименко повествует о случае, когда девушки с парнем уйдя на разстаню услышали около полуночи звук колокольчика. Тогда они подумали, что это к свадьбе одной из них. Вскоре они увидели барина верхом на лошади одетого в латы, а за ним на колясках ехали вооруженный люди. Кто с ружьем, кто с пистолетом, кто с саблей или штыком и было их тьма-тьмущая. Подъехали они к слушательницам и кинулись на них стреляя из оружия. Девки в крик и в вой, а бесы (а именно они были со слов Ефименко в образе вооруженных людей) не могут перейти круг со святыми словами. Так и пугали они девушек до самой зари. Те от страха еле живы остались. Итог такого мероприятия был печален. Одна из девушек сильно перепугалась и через некоторое время умерла, парень, который был с ними, по ночам стал сильно бредить, и ни одна из девиц в тот год не вышла замуж.
Слушают у прорубей. Этот обряд проводился у прорубей на реках и озерах. Гадание связано с чертовщиной, но не такое страшное как предыдущее. Ближе к полуночи девица должна была надеть чулки и бежать к проруби, где слушала воду. Тут даже не важно, что можно услышать в тишине - просто надо слушать и всё. После этого девушка бежала домой и в чулках ложилась спать на печь. Если ночью сползет (стащит черт) чулок с правый ноги, то муж будет хороший - путный, а если с левой, то худой - пьяница. Правда, не сказано, что буде если от жары девушка будет ворочаться и с неё сползут оба чулка. Наверное, гадание будет считаться неудачным.
Слушают у замков при церквах. Удивительное сочетание не сочетаемого. Церковь всегда осуждала любой вид гадания. По церковным правилам за обращения к гадалке отлучают от Церкви примерно на 25 лет и гадалку, и того кто к ней обратился. Но это в обычное время, а в святочные дни церковное руководство ограничивалось только порицанием и только. Святки это был некий компромисс между церковными правилами и вековыми народными обычаями. Святки заканчивались праздником Крещения Господня, когда освящалась вода и люди окропляли ею свои жилища, а кто-то и окунался в прорубь-иордань для снятия грехов. Тем самым убиралось всякое непотребство святочных дней. Но даже так, гадание всегда осуждалось. И вот на этом фоне существовал обряд гадания, когда храм был способом узнать будущее. Так девушки шли к закрытой церкви и слушали замок. Если из замочной скважины доносился звон - это хорошая примета, если шумит - будет что-то худое, а если гремит- очень опасное знаменье, быть беде.
Слушают у домов. Не совсем этичный способ гадания, хоть и без бесовщины. Под окнами домов слушали о чем разговаривают хозяева. Если речь идет о путешествии - быть дальней дороге, если слышен плачь детей - родиться ребенок, если смеются - будет радостное событие и т.д.
Слушают у пустых строений. Этот вид гадания близок с выше описанным, только слушать нужно звуки из пустого помещения. Если слышится звук похожий как сыпется жито, то год будет хороший; если катаются бочки - к худому году; а если издается звук похожий на то, как тешется или пилится тес (бревна), то совсем плохо, эта примета к покойнику, пилятся доски на гроб.
Слушают за тынами (оградами). Это наверное самый безопасный и приличный способ из разряда "слушать", где девушка может узнать о своем суженом. Во время этого обряда девушке не обязательно встречаться с прохожим лицом к лицу. Достаточно было спрятаться за сплошным забором и заметив проходящего мужчину спросить его: "Кто идет?" В ответ прохожий должен был назвать своё имя. Этим именем и будет нарекаться суженый у слушавшей девицы.
Вот такие обряды связанные со слушаньем бытовали в Архангельской губернии. Многие из них были забыты за XX век и в современных условиях выглядят наивными, а порой и глупыми. В настоящее время происходит возрождение народных традиций и обрядов наших предков. Хочется, чтобы это возрождение происходило более обдуманно, с пониманием реалий современности. Традиции хороши если они имеют связь не только с прошлым, но и с настоящим. В плане гаданий, то наверное, не стоит слепо повторять те обряды, которые бытовали более ста лет назад. Не все из них были безобидные и этичные.
Источник:
Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименком, д. чл. императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете / П. С. Ефименко. Ч.I. - Москва: Типография 0.Б. Миллера, - 1877.