Найти тему

22. Тема 19. Морфология. Части речи. Местоимение.

Оглавление
Художник Люся Чивилёва. Солнечный ангел с цветком.
Художник Люся Чивилёва. Солнечный ангел с цветком.

Задание 1.

Работа в тетради, напиши число, тему.

число
Морфология. Части речи. Местоимение.

Расскажи, что ты помнишь о местоимении: что обозначает, чем отличается от именных частей речи?

-2

Задание 2.

Прочитай определение местоимения. Сверь со своим ответом.

Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Слово "местоимение" было образовано в старославянском языке слиянием сочетания слов «вместо имени».

Местоимения отличаются от других частей речи тем, что у них нет своего лексического значения. В речи местоимения употребляются вместо именных частей речи (именующих - называющих вещи своими именами): имён: существительного, прилагательного и числительного.

Задание 3. Рассмотрим особенные черты местоимения.

Рассмотри таблицу. В ней собраны и отражены все сведения о местоимении.

Местоимения - это такие слова, которые обозначают лицо (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), а также указывает на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).

Что значит "неконкретно"?

Приведём пример из поэмы А. С. Пушкина "Полтава".

...Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят...

Если убрать начало из этого отрывка, читаем:

Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят...

Как видно из примера, от именных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) местоимение отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество вообще, неконкретно.

В речи всегда есть слово, указывающее на конкретное значение местоимения.

И если перед строками поставить слова "Выходит Пётр", то становится понятно, о ком идёт речь.

Таким образом, местоимение само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение, а в речи (в контексте) становится конкретным, соотносясь с определённым лицом, предметом, признаком, количеством.

-3

Задание 4.

Рассмотри таблицу. В ней собраны и отражены все сведения о местоимении. Опираясь на таблицу, попробуй дать полное определение этой части речи.

-4

Местоимение – часть речи уникальная. Она может отвечать на самые разные вопросы, в зависимости от того, какое слово заменяет:

  1. существительное – Я, ОН, ОНИ, ТЫ, ВЫ, МЫ
  2. прилагательное – ЕЕ, ЕГО, ИХ, НАШ, ЭТОТ, ТВОЙ, МОЙ, ВСЯКИЙ
  3. числительное - СКОЛЬКО, СТОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО.

Пусть в нашем дальнейшем исследовании поможет эта замечательная картина.

Художник Берта Моризо. Чтение. 1888.
Художник Берта Моризо. Чтение. 1888.

Местоимение не только может заменять совершенно разные слова. Оно еще и в предложениях может выступать в совершенно разных синтаксических ролях.

Я скучала (подлежащее). Мама предложила мне почитать (дополнение). Мне понравилась её идея (определение). Это ОНО! (сказуемое). Я зачиталась, который час? (обстоятельство).

Соответственно, и при разборе предложений такие местоимения будут подчеркиваться по-разному.

-6

Задание 5.

Для большего понимания важности местоимений в русской речи, выполни упражнение (устно).

Прочитай текст. Замени, где это необходимо, повторяющиеся слова местоимениями.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Зверя не было видно. Зверь озабоченно бегал вокруг нас, шумел, фыркал, но не высовывал даже ушей из травы.

... Из зарослей вылез барсук. Барсук поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом барсук фыркнул и сделал шаг к картошке. Картошка жарилась и шипела, разбрызгивая шипящее масло.

Посмотри, что получилось.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел, фыркал, но не высовывал даже ушей из травы.

... Из зарослей вылез барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая шипящее масло.

Как видно из преобразований, которые мы произвели, местоимения, употребляясь в тексте вместо существительного, прилагательного, выступает как их заместитель, разнообразя речь и связывая предложения в целое высказывание.

В речи не стало повторений одних и тех же слов, она стала более интересной, благозвучной.

-7

Задание 6.

Проверь и закрепи свои знания о местоимении

Рассмотри схему морфологического разбора местоимения.

-8

Важно понять: поскольку род, число и падеж - непостоянные признаки местоимения, то каждого из них может не быть при определении его морфологических признаков.

Рассмотрите пример.

Сегодня ему было некого позвать в гости.

Некого - мест.

1. Позвать (кого?) некого.

Нач.ф. - некого (форма Род.пад.). Это слово склоняется, но у него нет Им.п.

2. Пост. - отриц.; непост. - в Род. п.

3.Синт.р.: Позвать (кого?) некого - дополнение.

Так же разбирается и возвратное местоимение СЕБЯ.

Зная все морфологические признаки местоимения, ты сможешь теперь сделать его полный морфологический разбор слова.

Задание 6. Прочитай предложение. Сделай морфологический разбор местоимения из этого предложения.

Тебе лучше знать.

Правильность твоей работы проверим на следующем занятии.

-9

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание. ---

-10

Дорогие друзья!

Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.