Задание 1.
Работа в тетради, напиши число, тему.
Задание 2.
Проверь правильность сделанной на предыдущем занятии работы.
Было задание: 1. Сделать морфологический разбор местоимения из предложения.
Тебе лучше знать.
Тебе - мест.
1. (Кому?) тебе.
Нач.ф. - ты.
Пост.пр.: личн., 2 лицо; непост.: ед.ч., Дат.п.
3. Синт.р.: (кому?) тебе - дополнение.
Задание 3.
Повторяем и закрепляем основные сведения о местоимении. Опираясь на Схему, расскажи правило.
Задание 4. Просклоняем местоимение каждого разряда и определим особенности их изменения в речи (и правописания в тексте).
1.
Склонение личных местоимений.
Личные местоимения - это слова, которые указывают на предмет, лицо, событие или явление. Отвечают на вопросы имени существительного.
Проверим на практике, как склоняются личные местоимения.
Рассмотри Таблицу.
Сравни две таблицы склонения личных местоимений: без предлогов и с предлогами.
На практике убедись, что у личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово (я,меня, мне, мной...).
А после предлогов у местоимений 3-го лица прибавляется Н (их - у них, им - к ним.
Делаем вывод: личные местоимения изменяются по падежам, по лицам и по числам.
2.
Склонение возвратного местоимения СЕБЯ.
Возвратное местоимение только одно - СЕБЯ. оно указывает на отношение лица к самому себе.
Проверим на практике, как склоняется возвратное местоимение.
Рассмотри Таблицу.
Из Таблицы видно, что местоимение СЕБЯ не имеет Именительного падежа. Поэтому начальной формой этого слова принято считать форму Родительного падежа.
Также видно, что это местоимение нельзя изменить по числам и по лицам.
3.
Склонение притяжательных местоимений.
Притяжательные местоимения — это слова, которые указывают на признак предмета по его принадлежности к чему-либо или кому-либо.
Вопросы притяжательных местоимений: «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?».
К разряду притяжательных местоимений относятся слова:
мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их.
Рассмотрим практически, как изменяются притяжательные местоимения. Рассмотри Таблицы.
Из таблицы видно, что притяжательные местоимения: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ изменяются по родам и числам. А местоимения: ЕГО, ЕЁ, ИХ не изменяются.
Из этой таблицы видно, что притяжательные местоимения: МОЙ, НАШ, ТВОЙ, (а, значит, и ВАШ, СВОЙ) изменяются по падежам.
А местоимения: ЕГО, ЕЁ, ИХ, если их попробовать изменить, по падежам не изменяются.
Можно также сделать вывод, что в словосочетаниях и предложениях притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой чаще всего согласуются с существительными по роду, числу и падежу (нашего сына, моему дому и т.д.).
А местоимения: ЕГО, ЕЁ, ИХ состоят с существительными, к которым относятся в несогласованной (по окончаниям) связи: его сон, его сна, его сну...
Из Таблиц также видно, что притяжательные местоимения изменяются по падежам как прилагательные и имеют схожие окончания.
Например: нашЕГО (мест.) - лучшЕГО (прил.) дома.
Отличие притяжательных местоимений от личных местоимений.
Притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ можно спутать с формой личных местоимений, которые пишутся точно так же.
Рассмотрим на примерах, как отличать личные местоимения от притяжательных можно по существенным признакам.
1. Личные местоимения отвечают на вопросы косвенных падежей:
- Они слушали (кого?) его с интересом.
- Ребята ждали (кого?) ее целый час.
- Мы любим (кого?) их.
Притяжательные местоимения отвечают на вопросы: «чей?», «чья?», «чье?», «чьи?» и не изменяются:
(Чья?) Его голос был спокойный. Его голосу позавидуешь.
От радости (чье?) ее лицо светилось. Её лицом все любовались.
(Чье?) Их опоздание оказалось незамеченным. Их опозданию удивились.
2. Синтаксическая роль. Рассмотрев приведённые примеры, мы также видим, что в предложении личные местоимения выступают в роли дополнения, а притяжательные «его», «ее», «их» — в роли несогласованных определений.
4.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.
В нашем русском языке среди всех разрядов местоимений два из них очень похожи — это вопросительные и относительные местоимения.
По написанию и звучанию они совершенно одинаковы, но имеют разный смысл и синтаксическую функцию в предложении, то есть являются омонимами по отношению друг к другу.
Как не перепутать разряды местоимений?
Рассмотри Таблицу и выясни их характерные морфологические и синтаксические признаки в предложении.
Как видно из Таблицы, вопросительные местоимения - это слова, которые используются для выражения вопроса.
Они употребляются в вопросительных предложениях и обычно стоят в начале предложения.
Кто пошёл в кино?
Относительные местоимения употребляются для связи частей сложного предложения - являются союзными словами и расположены в придаточной части сложноподчинённого предложения.
Мы знаем, кто пошёл в кино.
И вопросительные, и относительные местоимения могут заменять имена существительные, прилагательные и числительные.
Заменяя имена существительные, они отвечают на вопросы имени существительного.
Кто там поёт так красиво? (Вопросительное мест.).
Мы знаем, кто там поёт так красиво. (Относительное мест.).
Заменяя имена прилагательные, они отвечают на вопросы имени прилагательного.
Какой цвет тебе нравится больше? (Вопросительное мест.).
Мы знаем, какой цвет тебе нравится больше. (Относительное мест.).
Заменяя имена числительные, они отвечают на вопросы имени числительного.
Сколько дней осталось до каникул? (Вопросительное мест.).
Мы знаем, сколько дней осталось до каникул. (Относительное мест.).
Склоняются вопросительные, и относительные местоимения также: по типу тех слов, на которые они указывают или которые они заменяют.
Рассмотрим примеры, как изменяются местоимения этих двух разрядов.
Им. п. - кто? что?
Род. п. - кого? чего?
Дат. п. - кому? чему?
Вин. п. - кого? что?
Тв. п. - кем? чем?
Пр. п. - о ком? о чём?
Попробуй изменить род и число этих местоимений. Не получается.
Исследование показало, что местоимения, указывающие на или заменяющие существительные «кто» и что» не имеют рода и числа, а изменяются только по падежам.
Рассмотрим, как изменяются вопросительные и относительные местоимения КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ на примерах.
Мужской род, ед.ч. - какой человек? чей дом?
Женский род, ед.ч. - какая норма? чья лошадь?
Средний род, ед.ч. - какое число? чьё лицо?
Множественное число - какие проблемы? чьи следы?
На примере видно, что вопросительные и относительные местоимения КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ изменяются по родам и числам, по типу прилагательных.
Понаблюдай за склонением вопросительных и относительных местоимений, указывающих на или заменяющих прилагательные:
Им. п. - какой, который, чей, каков.
Род. п. - какого, которого, чьего.
Дат. п. - какому, которому, чьему.
Вин. п. - какой (какого), который (которого), чей (чьего) .
Тв. п. каким, которым, чьим.
Пр. п. - о каком, о котором, о чьём.
На примере видно, что вопросительные и относительные местоимения КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ изменяются по падежам.
Вопросительное местоимение КАКОВ по падежам не склоняется, а изменяется, как краткое прилагательное, по родам и числам: каков день, какова программа, каково отношение; каков человек — каковы люди.
Вопросительные и относительные, заменяющее имя числительное «сколько» не имеет рода и числа. Но склоняется по падежам.
Прочитай замечательные стихи А.С.Пушкина и понаблюдай за склонением вопросительных и относительных местоимений, указывающих на или заменяющих числительные.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..
(А.С. Пушкин).
Им. п. - ско́лько.
Род. п. - ско́льких.
Дат. п. - ско́льким.
Вин. п. - ско́лько, ско́льких.
Тв. п. - ско́лькими.
Пр. п. - о ско́льких.
Пример показал, что вопросительные и относительные местоимения, заменяющее имя числительное «сколько» склоняется по падежам, но изменить род и число у нас не получается. Значит, они не изменяются по родам и числам.
Синтаксическая роль вопросительных и относительных местоимений, указывающих на или замещающих имена числительные также зависит от контекста употребления в речи (в тексте).
В примере - стихотворении А.С.Пушкина - относительное местоимение СКОЛЬКО, замещающее число, является обстоятельством.
Рассмотрение особенностей использования в речи местоимений, их разрядов и склонения продолжим на следующем занятии.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
1.Повтори общее определение местоимения.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
*************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.