Кто не помнит знаменитый рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» и забавные вариации на тему имен главных героев!
Традиция давать малышам милые домашние прозвища и называть их уменьшительно-ласкательными именами насчитывает не одну сотню лет. Наши предки-язычники считали, что прозвище защитит ребенка злых духов. В начале прошлого века домашние имена стали просто признаком особой теплоты, царившей в семье. Александра III, к примеру, за крепкое телосложение в детстве звали «мопсом» или Макой, а Великого князя Сергея Александровича - Гегой и Сижиком. Некоторые из таких прозвищ, выйдя за пределы семьи, даже перекочевали в историю. Вспомнить, хотя бы, Елизавету Баварскую, которую весь мир помнит, как принцессу Сиси.
Или герои рассказа Антона Павловича Чехова «Сапоги всмятку»:
«У папаши и мамаши было четверо детей: Миша, Терентиша, Кикиша и Гриша...»
С Мишей, Гришей и Терентишей все понятно. Но кто такой Кикиша: Кирилл, Кирей, Киприан, а может, Никита? Делитесь своими вариантами!
С приходом советской власти, традиция никуда не исчезла. Изменились имена. Вместо буржуазных Леля, Тата, Кока появились Гейка, Бобка, Алька, Люша... Но постичь логику прозвища стало ничуть не легче. Гейка мог оказаться и Гектором, и Сергеем, и Геннадием, а Люша, на поверку, оказывалась не Лукерьей, а Еленой.
К слову сказать, Карик из книги Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» - тоже благодатная почва для фантазий: тут вам и Оскар, и Макар, и даже Икар. Как, впрочем и знаменитые Тотоша с Кокошей Корнея Ивановича Чуковского.
Вот и с Чуком и Геком - сплошной взрыв мозга. Можно, конечно, предположить, что, в соответствии с революционной модой, имена мальчишек - аббревиатура.
Называли же детей ВИЛами - Владимир Ильич Ленин, КИМами, сократив Коммунистический Интернационал Молодежи и МЭЛами в честь Маркса, Энгельса и Ленина… Так почему бы Геку не стать «Герой Коминтерна», а Чуку - «Чекисты Учат Коммунизму»?! Смешно, конечно. Но ничуть не хуже, чем:
Даздраперма - Да здравствует Первое мая
Кукуцаполь - Кукуруза - царица полей
Персострат - Первый советский стратостат
Даздрасмыгда - Да здравствует смычка города и деревни
Как бы там ни было, лингвисты до сих пор спорят, как же на самом деле звали Чука и Гека. Хотя, кажется, разгадка на поверхности, если вспомнить, что прототипами героев стали соседи Гайдара - сыновья геолога Ивана Ефимовича Серегина, Володя и Сережа. В первой редакции рассказа с рабочим названием «Телеграмма» у мальчишек были именно эти имена.
Гек - Сергей- Сергейка - Гейка - Гек.
Чук - Владимир - Вовчук - Чук.
Как считаете?