Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

ЛжеБалдуин. Возвращение «императора»

Дело ЛжеБалдуина Фландрского, якобы чудом (точнее, неведомо как) спасшегося первого Латинского императора, не так известно, как например, истории ЛжеСебастьяна Португальского или уж тем более, претендентов на имя мальчика-короля Луи XVII.

Абсолютно и с полной уверенностью можно сказать – 14 апреля 1205 года, было последним днем, когда Балдуина I, императора Латинской империи (он же Балдуин VI, граф Эно и Балдуин IX, граф Фландрии: будем называть его, как в целом принято в нашей историографии, хотя на мой личный взгляд – имя Бодуэн, выглядит более аутентично и благозвучней) видели живым, здоровым, при всех регалиях и ни у кого не было нужды сомневаться в том – он это или не он.

Балдуин унаследовал от отца - Эно, от матери - Фландрию (правда, уже «обкорнанную», без Артуа, доставшегося Франции, новому графу, впрочем, удалось вернуть часть этих земель); помимо того, что он был виднейшим и уважаемым крестоносцем, на нем пересекались многочисленные генеалогические линии виднейших домов Западной Европы, в том числе и королевские. В 1204 году, когда пал Константинополь, лучшей кандидатуры для первого латинского императора было не сыскать - Балдуин устраивал вроде бы всех.

Но украденный трон разгромленной обманом Византии оказался проклятым – и беды для западных искателей новых корон начались с первого же монарха новой, не очень жизнеспособной империи и в первый же год его правления. Эта статья не совсем даже о Балдуине, так что о перипетиях Четвертого Крестового похода, его последствиях и действующих лицах в другой раз. Сейчас, в контексте статьи важно лишь, что 14 апреля 1205 года (чуть-чуть не дотянув до первой годовщины коронации – Балдуин был избран 9-го, коронован 16 мая 1204 года) первый император был наголову разгромлен болгарским царем Калояном под Адрианополем.

Это было не просто тяжелое поражение крестоносцев – они потеряли своего первого латинского монарха. Балдуин был взят в плен и привезен в Тырново – столицу Болгарского царства. О гибели Балдуина рассказывают несколько легенд, в числе которых наиболее популярна та, где царь Калоян в гневе убивает своего пленника и делает из его черепа чашу. Но скорее всего, учитывая знатность и ценность Балдуина он просто скончался в заключении. Непреложным фактом здесь остается лишь письмо болгарского царя Римскому папе Иннокентия III летом 1206 года, в котором понтифика уведомляют о кончине графа Фландрского.

Итак, дела Латинской империи пошли своим путем, надо отметить, что все последующие реальные (не титулярные) латинские императоры, несмотря на некоторую выборность должности, были связаны с Балдуином Фландрским родственными узами. Генрих I – брат, Пьер Куртене – муж сестры Иоланды, последняя же была регентшей после гибели Пьера, наконец, Роберт и Балдуин II Куртене – дети Иоланды.

Родовые земли Балдуина при его первой наследнице
Родовые земли Балдуина при его первой наследнице

Вернемся на Запад Европы. Наследование родовых земель-графств и до Балдуина было несколько витиеватым, оставшись таковым и после его гибели. Все дело в слишком частом отсутствии у патриарха рода прямого наследника по мужской линии. Собственно, и сам Балдуин отправился в Крестовый поход, без такого наследника, оставив на родине жену и двух дочерей, старшей из которых – Жанне, было всего два года.

Наследование велось по старому обычаю и закону (то есть, никаких салических тонкостей), наследницей де-юре, стала малолетняя Жанна, причем четверо её дядюшек – братьев Балдуина и не думали оспаривать права племянницы. Но мать Жанны, Мария Шампанская, скончалась еще в 1204 году, так и не встретившись с мужем. Жанна – начнем пока с нее, попала под опеку дяде, Филиппу Намюрскому, уступившему чуть позже это право опекунства французскому королю Филиппу II Августу. В конце концов Жанну выдали замуж за инфанта Феррана – третьего сына короля Португалии Саншу I.

После некоторых мытарств пара вернулась во Францию; Ферран оказался достойным мужем и весьма решительно принялся защищать права своей супруги. В первую очередь, конечно, борясь с королем Франции. Но в известной битве при Бувине (1214 год), антифранцузская коалиция была разгромлена, взятый в плен Ферран Португальский на долгие 12 лет отправился в заточение. Жанна осталась одна… и вот тут-то в 1225 году объявился странный самозванец.

Жанна Константинопольская (около 1200-1244)
Жанна Константинопольская (около 1200-1244)

Не сказать, что Жанна (в честь отца прозванная Константинопольской) даже в первые годы своего правления, отягощенные нападениями соседей, была плохой и ненавистной народу правительницей. Но почва для волнений все-таки имелась, несмотря даже на то, что графиня снизила налоговый гнет. Так что, когда некий человек внезапно объявил себя чудом спасшимся Балдуином – графом и императором, люди к нему стали стекаться толпами. Известно о самозванце очень мало. Между тем, в Википедии ЛжеБалдуину посвящена только одна статья (на голландском) и что любопытно, её составитель, как будто не против считать своего героя … настоящим Балдуином.

Итак, некто, бывший отшельником, явился из лесов Северной Франции, пошел далее по городам обеих графств – Фландрии и Эно, и весьма успешно стал мутить народ. Чернь к нему так и стекалась, и даже некоторые представители дворянства. «Что там было, как он спасся» - подробностей особых не приводилось (просто сбежал из болгарского плена через 20 лет и все), зато городскую чернь очень волновало известие, что «граф» раздает золотые монеты, привезенные со Святой Земли. То, что настоящий Балдуин был все-таки властителем Константинополя, а не Иерусалима, народ не смущало. Главное то, что у самозванца действительно имелись изрядные суммы денежных средств.

ЛжеБалдуин
ЛжеБалдуин

Вел себя этот отшельник как настоящий граф. Одной только народной массой дело не ограничилось, к нему шли на поклон фландрские дворяне, а влиятельные соседи в лице герцогов Брабанта и Лимбурга слали к нему послов. Заинтересовался процессом и король Англии, Генрих III, в надежде развить борьбу с французской короной на данном фронте. Положении графини стало совсем критическим, когда к лжеимператору стали «перебегать» города, признавая его за своего вернувшегося сеньора, который объявил дочь узурпаторшей и потребовал реституции графств.

Верность Жанне сохранил лишь один город – Монсе, где она и укрылась с ближайшими соратниками. Пришлось срочно обратиться за помощью к королю Франции Луи VIII, заключив с ним слегка кабальную сделку.

P.S. Дорогие читатели-подписчики и не менее дорогие, просто читатели. Огромная просьба – поставить лайк публикации, если она вам приглянулась.