Вот Брюссель и допрыгался. Еврозона (т.е. страны с валютой евро) после актуализации данных за четвертый квартал 2022 года фиксирует рецессию. Да, это всего лишь минус 0,1%. Но дело даже не в самой цифре, а в том, что это следствие не краткосрочного шока (как было в 2020 году), а структурной ошибки властей ЕС. Сначала они довели себя до мощнейшего энергокризиса, который начался в 2021 году. А затем ещё сильней его усугубили в 2022-ом.
Изначальное дело сделала, конечно, "зелёная" повестка и многомудрые газовые регуляции. Это отказ как от долгосрочных контрактов, и традиционной ранее привязки стоимости природного газа к стоимости нефтяной корзины. Так и знаменитый "третий энергопакет", целью которого была либерализация рынка.
Короче, если кратко - "Газпром" щемили как могли. Не нравилась европейцам монополия нашего газового гиганта, "голубое топливо" которого (по привлекательным ценам, надо заметить) стабильно неслось по разветвляющейся системе газопроводов, питая тамошнюю промышленность.
Но, конечно, ключевую роль сыграл прогрессирующий экофашизм, который боролся с ископаемым топливом и мирным атомом, продвигая тотальное ВИЭ. Проблема с возобновляемой энергетикой состоит в том, что её генерация - нестабильна и полностью зависит от погоды. К примеру, неважно какое количество ветряков ты построишь, если будет штиль – у тебя просто перестанут работать не условные "x" ветряков, а "10x". При умножении на ноль результат будет ноль. Аналогично и с солнечными панелями.
В результате всех этих манипуляций ещё в конце лета 2021 года начался стремительный рост цен на энергоносители, который по цепочке начал разгонять инфляцию.
Затем наступил 2022 год. Западные санкции сработали как канистра бензина на свежем воздухе в пожаре энергокризиса. Эмбарго на уголь, дрова, нефть. Плюс теракт на "Северных потоках" и перекрытие "Ямал-Европы". Европа пошла по пути сокращения потребления газа, поставив себе цель в 15%. Однако по данным с августа 2022 года по март 2023 года оно составило аж 17,7%.
Основной удар на себя приняла именно промышленность. По данным за 2022 год: Германия: -18%, Бельгия: -19%, Эстония: -22%. Франция: -13%. Венгрия: -47%, Литва: -27%. Латвия: -16%.
Однако если в прошлом году можно было объяснять ситуацию тем, что были высокие цены, то что в 2023 году? Ведь Европа радостно рапортует о том, что энергокризис-то закончился, а стоимость "голубого топлива" вернулась к докризисным показателям. Однако почему-то потребление снизилось ещё больше. Итак, те же страны. Германия: -21%, Бельгия: -17%, Эстония: -29%. Франция: -17%. Венгрия: -26%, Литва: данных нет. Латвия: -34%.
А всё потому, что "то, что мертво, сильней умереть не может". Энергоемкие сектора Европы либо просто скукожились, либо переехали в более благоприятные места (США или, например, Китай).
Ну и, наконец, инфляция. Для борьбы с ней Европейский ЦБ задрал учетную ставку до невиданных в этом регионе высот. А это, в свою очередь, всегда автоматически ведет к сокращению темпов роста экономики. Причем инфляция-то и не думала нормализоваться. При таргете в 2% в годовом выражении она снизилась только до 6,1 %, т.е. втрое выше желаемого значения. В связи с чем ЕЦБ планирует и дальнейшее повышение. А это по цепочке ведет к замедлению финансового кровообращения. В общем, замкнутый круг.
И самое опасное, что заболевание проникло в самое сердце ЕС - Германию. Она колоссально зависела от российских энергоресурсов, которых лишилась почти полностью. Плюс совершила "мудрейшее" решение отказаться от АЭС. Короче, идеальный шторм.
Ну и, конечно, стратегический просчет Европы на восточном направлении. Для спасения себя Брюссель должен был сделать все возможное, чтобы предотвратить эскалацию в северном Причерноморье. Навсегда лишившись источника доступного и недорого топлива в лице России, европейский финансовый и промышленный рынок потерял конкурентные преимущества перед США и Китаем.
Каким бы ироничным кому-то не казалось название моего канала, по сути мы с вами, действительно, наблюдаем самый настоящий "закат Европы". Это не одномоментный крах, а именно медленное угасание без перспектив поднять голову.