У Ивана всё было хорошо ровно до тех пор, пока не поменялся руководитель проекта. Именно с этого момента Иван обнаружил, что:
- он не может заставить себя приступить к должностным обязанностям;
- он начал заваливать сроки сдачи своих задач;
- он начал много времени тратить на бесцельное блуждание по соцсетям.
Понимая, что ничего не понимает, но видит причину изменений в себе, он обратился за психологической помощью.
- Поменялся начальник, и я потерял интерес к работе, - так Иван сформулировал свою проблему.
Ваш начальник может быть вашим "папой"
Существуют два типа взаимодействия с начальством:
1. Горизонтальные отношения.
Это когда вы общаетесь на равных, видя друг в друге взрослых людей, способных найти общий язык и уважающих позиции друг друга.
2. Вертикальные отношения.
При этом типе отношений босс отыгрывает роль "папочки", что автоматически ставит сотрудника в позицию "деточки". "Родитель" не просто руководит трудовым процессом, ему этого мало: он стремится воспитывать.
Когда у Ивана произошла смена начальства, поменялся и тип взаимоотношений с ним: с горизонтального на вертикальный. Новый руководитель имел ярко выраженный психотип Родителя, действуя жёстко, требовательно и безапелляционно. Для многих своих сотрудников он стал триггером, автоматически запускавшим в их психике комплекс жертвы - состояние испуганных детей, которых терзает чувство вины перед "папочкой".
Почему "папочка" убивает мотивацию
Руководитель, отыгрывающий роль Родителя, автоматически ставит своего сотрудника на роль Ребёнка. Если сотруднику свойственно состояние сознания "Я-Ребёнок", то он легко с этой ролью соглашается, но... Находиться в подчинённом положении - это не значит хорошо выполнять служебные обязанности.
Есть две ситуации, когда Ребёнок саботирует указания Родителя:
1. Ситуация "испуганный Ребёнок".
"Я боюсь, что сделаю что-то не так и мне влетит от папочки. Лучше вообще ничего не делать, чтобы не получить негативных оценок".
2. Ситуация "капризный Ребёнок".
"Как же папочка не видит, что я уже не ребёнок! Я буду на зло ему всё делать не так, чтобы он уже понял, что должен считаться с моим мнением!"
И в том, и в другом случае Ребёнок зациклен на интересе Родителя. Он понимает, чего хочет от него Родитель, и либо пытается услужить ему, либо саботировать. Но на то он и Ребёнок, что никак не может сформулировать свой собственный интерес в этой ситуации.
Понимать свой интерес, значит занять позицию Взрослого.
Разговор на равных
Состояние сознания "Я-Взрослый" подразумевает, что сотрудник не чувствует себя рядом с руководителем Ребёнком и не видит в нём Родителя, даже если тот его провоцирует.
НЮАНС. Если вас бесит то, что рядом с вами кто-то пытается разыграть из себя папочку, знайте - вы отыгрываете роль капризного Ребёнка, сопротивляющегося родительской опеке. Взрослый спокойно относится к чужим играм.
Если вы точно понимаете свой интерес и сосредоточены на нём, то не утратите мотивации к работе, а ваши отношения с начальством сохранят горизонталь.
Правда, нужно быть готовым к ситуации, когда начальник-"папаша" не сможет беспристрастно относиться к сотруднику, который отказывается играть в его любимую игру. Но вряд ли стоит переживать по этому поводу. Главное отличие состояния сознания "Я-Взрослый" - самостоятельность. Если вы не чувствуете болезненной привязанности к своему "папаше" и его "родительскому гнёздышку", то перед вами открыт весь мир, а ваша самостоятельность станет вам надёжной опорой.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК