В марте прошлого года зазвучали громкие призывы начать национализацию. Правда тогда речь шла о национализации иностранного бизнеса, который решил уйти. Но, разговоры быстро стихли и все успокоились.
Начало этого года ознаменовалось двумя интересными событиями:
– Вчера ночью суд обратил в пользу государства 92% акций ДВМП. Акций миноритариев коснуться не должно, но есть вопрос, останется ли компания публичной.
– А на днях ВТБ объявил, что планирует до конца января провести допэмиссию на 491 млрд рублей. В результате доля государства вырастет с 61% до 88%.
Давайте вспомним, что вообще такое национализация:
Это изъятие активов (в т.ч. акций) у частных лиц или других государств и передача либо напрямую в госсобственность, либо под управление госкомпаний. Регулируется законом 499-ФЗ от 31.12.2014. Выделяют 2 способа национализации:
- Конфискация - безвозмездная экспроприация;
- Реквизиция - выкуп активов с полным или частичным возмещением стоимости.
Причины могут быть абсолютно разными, и не всегда связанными с войнами или революциями. В качестве примера можно вспомнить, что в финансовый кризис в 2008 году в США были национализированы 2 крупнейших ипотечных агентства – Fanni Mae и Freddie Mac, а также доли в банках и страховых компаниях (впоследствии акции выкуплены обратно собственниками). То есть, национализация может быть вынужденной и временной (ради спасения от банкротства), а может быть целенаправленной (в том числе с целью огосударствления).
Плюсы этого мероприятия для государства очевидны:
— Прирост доходной части бюджета за счет дивидендов;
— Возможность разово пополнить в бюджет за счет дальнейшей приватизации активов;
— Решение социальных задач – предотвращение безработицы, цепочки банкротств смежников и контрагентов;
— Рост политического и экономического влияния назначенного государством менеджмента.
Но есть и минусы:
— Назначение госуправляющих часто ведет в «затуханию» бизнеса за счет не очень высокой компетенции и отсутствия мотивации ( в Венесуэле после национализации активов ExxonMobil, Chevron, BP и др. сократила добычу до уровня 1944 г.);
— Инвестиционная привлекательность страны снижается;
— Растут расходы федерального бюджета на содержание менеджмента национализированные предприятий. А в случае, проблем с капиталом – расходы ложатся на государство.
Каковы перспективы в России?
Пока предпосылок к массовому всплеску национализации нет. Но в текущей ситуации всё может поменяться в одночасье. Достаточно очередного обострения геополитики или ухудшения финансового положения акционерных компаний.
Поэтому, считаю, что национализация в дальнейшем будет иметь точечный характер. Пока наблюдается тренд огосударствования за счет выкупа иностранных активов госкомпаниями. Многие из них сами готовы выйти с убытком, главное препятствие – указ президента о запрете на подобные сделки.