– Привет, ну и что ты сегодня узнала? – часто спрашивала у неё мать, потому что ей было интересно.
– Ты действительно хочешь узнать, что я узнала сегодня? – оторвалась Тамара от чтения, и смотрела на женщину.
– А почему бы и нет? – пожимала женщина плечами.
– Мам, но я же понимаю, что ты просто так спрашиваешь, если я сейчас начну тебе рассказывать, то всё равно ты ничего не поймёшь, и будешь переспрашивать, – была уверена в этом девушка.
– Ой, ну ты прям загнула, – смеялась она над ней, – иди, вон, ребята под окном ждут, погуляй с ними.
Пока женщина разговаривала, показывала пальцем на окно.
– Не хочу я нигде гулять, разве вам плохо, что я сижу дома, что вы все ко мне пристали? – отворачивалась Тамара к своим книгам, и продолжала дальше штудировать их.
Когда в школу нужно было написать какой-нибудь реферат, то Тамара делала это с превеликим удовольствием. И, если все остальные ученики писали по три-пять страниц, то у Томы выходило на пятнадцать-двадцать, и это было, только в удовольствие.
– Ты что, действительно, думаешь, что у тебя получится выехать из деревни, и стать кем-то? – спрашивала её Ира.
– А ты что, во мне сомневаешься? – удивлялась Тамара.
– Я сомневаюсь не в тебе, а в твоих возможностях, потому что не всегда человек из деревни может себе позволить много, – говорила ей та.
– Ну, посмотрим, что получится, встретимся после школы, через много лет, и увидим, кто и кем станет, – качала головой Тома.
Она была уверена в своих силах, даже, если не она сама, то кто-то, по её наставлениям, сделает что-то хорошее.
Девушка продолжала учиться. К десятому-одиннадцатому классу, она уже много чего знала, поэтому не сомневалась, ни в сдаче экзаменов, ни в поступлении. Но, огорчало только одно, что даже отличных баллов, при сдаче экзаменов, могло не хватить, что бы девушка поступила на бюджет.
– И куда ты собираешься поступать? – спрашивала у неё мама.
– Я не знаю, хотелось бы в педагогический, чтобы учить людей, – скромно говорила Тамара.
– Ну, это ты загнула, у нас в семье только доярки, да трактористы, а ты вон куда решила попасть, – задрала палец мать.
– Ты так говоришь, как будто, ты в меня не веришь, – девушка смотрела на нее.
Тома была светловолосой, белокожей, на носу веснушки, брови, ресницы, тоже не выделялись яркостью. Можно было сказать, что она была невзрачной.
– Да почему же, верю, просто те, кто здесь живёт, нечасто замахиваются на такие высоты, как ты, – пыталась успокоить ее мать.
– Но один раз в жизни и палка стреляет, – говорила ей Тамара.
– Ой, дочка, если у тебя получится, конечно же, я буду за тебя гордиться и радоваться, но сильно не обольщайся, потому что иногда, чем выше взлетишь, тем больнее бывает падать, – говорила ей мама.
– Зачем ты мне это всё говоришь, я и сама знаю, – Тома часто думала о том, что, если она не поступит на бюджет, то в семье нету денег, чтобы продвинуть её на платное обучение. Поэтому, надеяться можно было только на свои мозги, этим она и занималась. Но недоверие всех людей вокруг, так сильно подрывало её веру в свои знания.
Иногда, когда в школе проходили какие-нибудь интеллектуальные игры, Тома точно знала ответ, но она, почему-то, так сомневалась в этом, что игроки её команды, ей не верили. А когда, в конечном итоге, оказывалась она права, то они уже не отвечали на этот вопрос. Было обидно.
Уже в старших классах, она перестала совсем выходить из дома, сидела над книжками, пыталась запомнить побольше. Готовилась к тому, что, даже, если попадётся незнакомый вопрос, или ей зададут дополнительный, чтобы она хотя бы поверхностно могла на него ответить.
– Готова? – прибежала за ней Ирина. Сегодня у них был первый экзамен.
– Да что мне быть к нему готовой? – это было просто сочинение по русскому языку.
На следующий день, нужно было сдавать алгебру-геометрию, а вот потом, предстояло три устных экзамена. Вот к ним нужно было готовиться. Мало того, что нужно было выучить билеты, так нужно было ещё много всего знать, если тебе зададут дополнительный вопрос.
Но и из-за этого девушка не волновалась, потому что в своей жизни она видела, читала и знала столько, что хватило бы на десятерых человек.
– Вот бы мне твою уверенность, – завидовала ей подруга. Они пришли в школу, каждому досталась своя тема, даже не досталось, а из шести они выбрали сами себе одну.
Время на написание сочинения пошло, сложного ничего не было, все правила русского языка Тома знала, тему тоже знала хорошо, и роман, по которому она писала, читала несколько раз. Когда всё закончилось, она с уверенностью сдала листок, посмотрела на подругу, видно было, что та не уверена в том, что пишет.
Ещё Тома заметила, что в жизни ей часто везёт. Иногда, она была знала все вопросы, или все билеты, но какой-нибудь один, знала лучше всего. И именно он ей и попадался.
Сейчас на экзаменах не было чего-то по-другому, и она снова вытянула тот билет, который хотела. Если вспоминать сдачу экзаменов в школе, то потом Тамара могла сказать, что это ей далось с лёгкостью.
– Ты реально всё это знаешь? – Ирина смотрела свои оценки и Томины.
– Если все годы учиться хорошо, а главное, слушать учителей, и запоминать, что они говорят, то никакой трудности в учёбе не будет, – говорила ей подруга.
– Так бывает только у тебя, – сказала в тот раз ей Ира.
– Думай, как хочешь, – когда ребята собрались в школьном дворе, на выпускной, все начали обсуждать, кто и куда едет поступать, кто куда подает документы.
Когда Тома сказала название трёх институтов, куда подала документы, то одноклассники начали переглядываться, и крутить у виска пальцем.