Рыночек решает. Во всей, так сказать, красе.
Как пишет Bloomberg, оптовые цены на электроэнергию выросли более чем на 6000% в некоторых частях страны во время худшего из недавних жестоких похолоданий — этот рост указывает на то, что американцы, вероятно, столкнутся со значительно выросшими затратами на отопление этой зимой после того, как счета будут направлены им на оплату.
Цены на электроэнергию 23 декабря в Хьюстоне подскочили почти до 3700 долларов за мегаватт-час, что в 65 раз больше по сравнению с максимумом предыдущего дня, составлявшим около 57 долларов. Цены достигли по крайней мере отметки в 1000 долларов на значительной части страны: от Чикаго до Вирджинии и Новой Англии, когда во время длинных праздничных выходных холодный зимний шторм двинулся на восток.
23 декабря природный газ, с использованием которого отапливается почти половина домохозяйств США и является основным топливом для электростанций, подскочил в цене в Каролине до 60 долларов за миллион британских тепловых единиц. На выходных в некоторых частях Средней Атлантики и Северо-Востока цены достигли 100 долларов. Для сравнения, эталонные фьючерсы в США торгуются 28 декабря (во вторник) около 5 долларов.
Это просто еще один удар по кошелькам потребителей, которые в прошлом году и так уже пострадали от инфляции, которая затронула широкий спектр товаров. Хотя трудно точно предсказать, насколько резким будет увеличение счетов за коммунальные услуги после урагана, затраты на энергию, как правило, рано или поздно перекладываются на потребителей. Несколько коммунальных предприятий предупредили клиентов о необходимости экономить энергию во время резкого похолодания, чтобы ограничить расходы.
Цены на электроэнергию подскочили во время этого шторма отчасти потому, что спрос оказался намного выше, чем прогнозировали несколько сетевых операторов США. Кроме того, есть дополнительные затраты на резервы, используемые для поддержки электроснабжения. В Техасе сетевой оператор заключил контракт на поставку запасных частей как минимум в объёмах в два раза больше, чем он обычно заказывает, чтобы избежать повторения прошлогодних смертельных отключений электроэнергии.
На долю электроэнергии при расчёте приходится менее 3% индекса потребительских цен, поэтому, хотя скачок в счетах за коммунальные услуги, скорее всего, не окажет серьезного влияния на общую инфляцию, он все равно будет большой нагрузкой для бюджетов домохозяйств.
Как сказал Тайсон Слокум, директор энергетической программы Public Citizen:
«Оптовые цены на электроэнергию подскочили, и в конечном итоге потребителям придется платить по этому счету. Очевидно, что наши рынки испытывают нагрузку из-за экстремальных погодных условий, и это ставит под вопрос, имеет ли смысл рыночное ценообразование в условиях чрезвычайных климатических ситуаций».
Какое интересное предположение в последнем предложении. Отсутствуют надежды на рынок, что "он всё порешает"? Или есть сомнения, что население сможет оплатить свои счета по рыночным ценам? И в таких условиях энергокомпании просто хотят залезть за компенсациями в бюджеты штатов и федеральный бюджет?