Найти в Дзене
Новый очаг

История создания свадебного платья принцессы Дианы: почему дизайнеры им не гордились

Оглавление

Трансляцию свадьбы принца Чарльза и принцесса Дианы 29 июля 1981 года посмотрели около 750 миллионов зрителей из 74 стран. Наряд невесты был необычным даже для «бунтарских» 80-х. По задумке авторов платье должно было одновременно олицетворять и величие королевской особы, и утончённую простоту ещё совсем юной Дианы. Удалось в этой работе не всё.

    История создания свадебного платья принцессы Дианы: почему дизайнеры им не гордились
История создания свадебного платья принцессы Дианы: почему дизайнеры им не гордились

На церемонии венчания всех членов королевской семьи рассматривали как под микроскопом. Но настоящей звездой шоу, разумеется, стала Диана и её уникальное свадебное платье из шёлковой тафты цвета слоновой кости, расшитое 10 тысячами жемчужин командой дизайнеров Элизабет и Дэвида Эммануэль. Несмотря на то, что сейчас наряд находится в частной коллекции, он продолжает оставаться наследием британской королевской семьи. Если точнее, сыновей Дианы — принца Уильяма и принца Гарри, которые бережно хранят платье в память о матери.

Содержание статьи

  1. Как Диана нашла «своих» дизайнеров?
  2. Как шили свадебное платье принцессы Дианы?
  3. День свадьбы
  4. Что пошло не так?
  5. Секрет свадебного платья принцессы Дианы

Как Диана нашла «своих» дизайнеров?

Во время встречи с редактором журнала Vogue Диану Спенсер, уже помолвленную с принцем Чарльзом, познакомили с молодой парой — Элизабет и Дэвидом, работающими под лейблом Emanuel. Дизайнеры разработали для леди Ди эскизы нескольких вечерних платьев, включая знаковый черный наряд с открытыми плечами, который будущая принцесса надела в Королевский оперный театр для своего первого выхода в свет в качестве невесты наследника. Это платье произвело фурор. Как рассказал Дэвид Эммануэль изданию Women’s Own, общественность привыкла видеть Диану Спенсер в скромных блузках и плиссированных юбках тех времен, когда она работала воспитательницей в детском саду, но, когда она вышла из лимузина в платье Emanuel из тафты, все сказали: «Боже мой, она выглядит как кинозвезда!»

   Дизайнер Элизабет ЭммануэльФото: Legion-Media
Дизайнер Элизабет ЭммануэльФото: Legion-Media

Платья Элизабет и Дэвида прошли своеобразную проверку на успех. И неудивительно, что, принимая решение о своём самом главном наряде, Диана снова вспомнила о молодом бренде. Супруги уже давно разошлись и рассказывают эту историю немного по-разному, но в одном сходятся: предложение сшить свадебное платье поступило от самой Дианы, и это решение круто изменило их жизнь.

Как шили свадебное платье принцессы Дианы?

Хотя Диану запомнили как икону моды, в первые месяцы своей публичной жизни она ещё не могла полагаться на свой вкус и доверилась Элизабет и Дэвиду. Дизайнеры видели юную Спенсер, которой в день свадьбы было всего 20 лет, одетой в романтичный наряд, максимальной подчёркивающий её искренность, чистоту, открытость миру.

Как только в марте 1981 года Букингемский дворец объявил, что платье невесте шьёт бренд Emanuel, магазин супругов на Брук-стрит окружили папарацци. Фотографы дежурили у витрин и днем и ночью, пытаясь сделать хотя бы один снимок ткани, манекена, швей за работой. Магазину пришлось фактически забаррикадироваться и работать с закрытыми жалюзи, чтобы сохранить дизайн платья в секрете до июльской церемонии.

  Фото: Legion-Media
Фото: Legion-Media

Согласно воспоминаниям дизайнеров, никто не наслаждался процессом больше, чем принцесса Диана. Каждый раз, приходя в магазин, она взбегала наверх, чтобы лично поприветствовать швей.

«Диана была очень заботливой и простой, — вспоминает Элизабет Эмануэль. — Я думаю, ей было очень весело, она часами стояла неподвижно, но никогда не жаловалась на булавки. Она была просто потрясающей».

Никаких особых инструкций у дизайнеров не было, но приходилось помнить о некоторых ограничениях и руководствоваться не только полётом фантазии: сделать образ как можно более сложным, чтобы его нельзя было легко копировать; создать наряд, соответствующий ауре собора Святого Павла и не ограничивающий движения невесты, когда она пойдет по проходу к алтарю. Диане предложили вариант по формуле «Тонкая талия, широкая юбка, пышные рукава», и он ей понравился.

День свадьбы

Утром в день свадьбы Диана находилась в приподнятом настроении. Она подпевала рекламным джинглам из телевизионных программ в ожидании платья. Наряд доставили в Кларенс-Хаус накануне. Дизайнеры готовили его, пока Диане делала прическу и макияж. Следуя плотному графику мероприятия, Элизабет и Дэвид внесли его в спальню невесты точно в срок и помогли ей одеться.

Несмотря на невероятный ажиотаж и «оккупацию» магазина Emanuel, информацию о деталях платья удалось сохранить в тайне. Описание наряда хранилось в запечатанном конверте, который вскрыли лишь в тот момент, когда невеста села в стеклянный экипаж, чтобы отправиться из Кларенс-Хауса в собор Святого Павла и сочетаться узами брака с принцем Чарльзом.

  Фото: Legion-Media
Фото: Legion-Media

В конверте был спрятан эскиз, выполненный карандашом и подписанный от руки «Свадебное платье леди Дианы Спенсер». В следующие часы рисунок появился по всех мировых СМИ. «Свадебное платье леди Дианы Спенсер, вероятно, самый тщательно охраняемый секрет в истории моды, — это романтическое сказочное платье из шелковой тафты цвета слоновой кости, с облегающим корсажем на косточках и изогнутой горловиной. У него пышная юбка поверх многослойной фатиновой нижней юбки, замысловатые вставки на лифе. Все платье расшито крошечными перламутровыми пайетками и жемчугом», — описывал наряд Press Courier.

  Фото: Legion-Media
Фото: Legion-Media

Деталей действительно было много. На одну лишь юбку вручную были нашиты 10 тысяч жемчужин и трёхмиллиметровых перламутровых пайеток. Нижняя юбка состояла из 90 метров воздушного тюля, фата — из 140 метров тонкой вуали. Добавьте к этому еще 542 пайетки и 132 жемчужины на туфлях, и количество роскоши выходит за все рамки разумного.

  Фото: Legion-Media
Фото: Legion-Media
Одно только платье Дианы по сегодняшним меркам могло стоить около 450 тысяч долларов США.

Следуя европейской традиции, невесте полагалось надеть «что-то старое». Эту роль выполнили кружева Каррик-Макросс, принадлежавшие еще королеве Марии. «Что-то новое» заменил шёлк, специально спряденный на шёлковой ферме Луллингстоун в Дорсете. «Чем-то заимствованным» стала тиара 18-го века из коллекции семьи Спенсер, а «чем-то голубым» — крошечный бантик на внутренней стороне пояса. Кроме того, в платье была вшита маленькая 18-каратная золотая подкова с белыми бриллиантами — на удачу.

Что пошло не так?

Романтический образ невесты дополнял семиметровый шлейф — на тот момент самый длинный в истории королевских свадеб. Фрейлинам Дианы заранее было поручено потренироваться правильно складывать ткань в карете и раскладывать её на полу, чтобы это не занимало много времени и выглядело умело. Но жаркая погода и присутствие в карете ещё одного человека — отца Дианы Эрла Спенсера — привели к неожиданным последствиям: подол и шлейф измялись больше, чем ожидалось. Несмотря на усилия дизайнеров и свиты невесты привести их в порядок полностью не удалось — платье леди Ди не выглядело идеально.

И хотя чета Эммануэль позже оправдывалась — мол, было красиво, даже лучше, чем задумывалось, сама Диана была смущена, ведь складки на подоле, фате и даже на рукавах были видны невооружённым глазом. Виной тому стал неудачный выбор ткани для платья. Шёлковая тафта отлично смотрелась в драпировках и хорошо держала форму, но мялась очень легко, как бумага. Причем, если уж складка образовалась, без помощи утюга расправить её уже было невозможно. Всё то, что в мастерской решалось в минуту, на деле оказалось непреодолимым препятствием.

  Фото: Legion-Media
Фото: Legion-Media

Расстройства невесте прибавил шлейф. За рекорд Диане пришлось расплачиваться дискомфортом. Идти в платье было крайне неудобно. В соборе будущая принцесса семенила ногами, останавливалась, боясь споткнуться, и еле тащила за собой метры тяжёлой широкой ткани.

Кроме всего прочего, прямо перед церемонией случилась неприятность — Диана пролила на платье духи, от которых на нём образовалось жёлтое пятно. Свита судорожно пыталась привести наряд в порядок, Диана едва сдерживала слезы. В итоге было решено, что невеста просто будет прикрывать запачканное место руками, что, конечно, вконец испортило настроение леди Ди. Но поддаваться унынию было нельзя. Диане пришлось собраться с духом и «держать лицо». И, несмотря на очевидный модный провал, принцесса Уэльская нашла время после церемонии, чтобы позвонить Дэвиду Эммануэлю и поблагодарить его за наряд, который она назвала «волшебным».

Секрет свадебного платья принцессы Дианы

Само собой, дизайнеры заранее старались предусмотреть все негативные сценарии развития событий и «подложить соломку», где только возможно. На случай утечки информации об оригинальном дизайне были разработаны сразу несколько эскизов платья (по сообщениям, их было три) — так, чтобы в случае провала можно было тут же сшить новый наряд.

Диане изготовили дополнительную юбку на тот случай, если она что-то прольёт на подол и останется заметное пятно. На случай дождя дизайнеры подготовили зонтик из кружева и жемчуга — он, правда, не пригодился.

   Выставка нарядов принцессы Дианы в Олторп-ХаусФото: Legion-Media
Выставка нарядов принцессы Дианы в Олторп-ХаусФото: Legion-Media

Второе платье, идентичное свадебному наряду Дианы, появилось на аукционе 2005 года. Королева Елизавета II тогда заверила всех, что это платье сшито для музея восковых фигур мадам Тюссо. А позже призналась, что это совершенно другой дизайн, и Диана этот наряд даже не примеряла.

С 2014 года оригинальное платье хранится в частной коллекции принцев — как завещала их мать. Ранее платье экспонировалось в Олторп-Хаусе, где похоронена Диана, и некоторое время путешествовало по миру в рамках выставки Diana: A Celebration.

Источник