Прочитав этот материал, вы узнаете, как выглядит работа социально-психологической службы и как помочь детям не бояться обращаться к ней.
Выпускница «Учителя для России» и руководитель «Школы поддержки» Сания говорит: «Из-за недостатка специалистов бывает так, что на должность педагога-психолога или социального педагога приглашают человека, у которого нет соответствующего образования. А значит, и понимания, что нужно делать. С другой стороны, иногда даже специалисты не знают, как организовать свою работу в школе. В итоге ведут либо диагностику, либо консультирование, либо арт-терапию — при этом не выстраивая системную работу».
Работа социально-психологической службы связана с конфиденциальными запросами и трудностями учеников. И часто педагог не может рассказывать обо всём, чем занимается на рабочем месте. «Учитель для России» выпустила более 30 педагогов-психологов и социальных педагогов. Мы попросили их рассказать, как организуют свой день и что вдохновляет их в работе.
Как проходит день педагога социально-психологической службы
Нагрузка педагога-психолога и социального педагога — 36 часов. Чаще всего распределение нагрузки требует хороших навыков самоорганизации, так как четкого расписания нет. Специалист может посещать классные часы, проводить профилактические мероприятия, сопровождать детей на внешкольных мероприятиях.
Конечно, бумажную работу тоже никто не отменял: вместо проверки тетрадей — расшифровка диагностик. Как и учитель, педагог-психолог тратит время на подготовку к занятиям. А ещё привлекается к решению кризисных ситуаций в школе или за её пределами и имеет нагрузку после рабочего дня.
Работа зависит от количества учеников, обучающихся в школе. Например, у социального педагога Виктории в школе 46 детей. Но среди них много ребят с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Поэтому Вика работает над выстраиванием хороших отношений между очень разными учениками.
«У нас не так много документации и отчетов — делится участница «Учителя для России», — поэтому есть время продумать и поставить себе самой цели и задачи. Например, чтобы ребятам было проще наладить контакт друг с другом, я организую настольные игры и игры на взаимодействие. Также я регулярно провожу с детьми классные часы или профилактические беседы».
Правило одного голоса: общение с детьми
Встречается стереотип, что за помощью к педагогу-психологу обращаются, когда есть какие-то особенности или болезни. И поначалу большинство детей относятся к специалисту настороженно — кто-то проявляет больше интереса, кто-то совсем игнорирует. В таких условиях важно выстроить доверительные отношения.
Вика рассказывает: «Я всегда "ношу" с собой два правила для детей. Правило одного голоса — самое важное, оно помогает держать дисциплину. Особенно в новом классе. А второе правило — говорим и действуем уважительно. Мне важно, чтобы на моём занятии все были внимательны друг к другу, не было оскорблений и драк. И я всегда поясняю: уважение начинается с уважения к себе».
Опора социально-психологической службы в работе с детьми — конфиденциальность. Вы не делитесь тем, что вам рассказал ученик или ученица. Но данное правило не работает, если что-то или кто-то угрожает жизни ребёнка (и наоборот, если подросток замышляет что-то противозаконное), а также если у ребёнка есть суицидальные мысли или самоповреждающее поведение.
Если придерживаться этих правил, то через некоторое время ученики будут радоваться вашему приходу, и начнут спокойно обращаться к вам, если поймут, что сами не справляются.
Вика делится: «На первых занятиях я спрашивала у ребят, знают ли они, кто такой социальный педагог. Единогласно отвечали “нет”. Я объясняла, что социальный педагог помогает тем, кому трудно или с кем трудно. Мне было важно, чтобы они запомнили: ко мне можно обратиться за любой помощью».
Работа в социально-психологической службе требует много эмоциональных ресурсов. В «Учителе для России» для педагогов-психологов и социальных педагогов проводятся методические сессии, знакомство с супервизионными и интервизионными форматами. Мы говорим о выгорании и его профилактике. И следим, чтобы никто не остался наедине с трудностями.
Нам хочется, чтобы в будущем педагогов сопровождения в школах становилось больше! И чтобы этой деятельностью занимались увлечённые люди, которые любят свое дело. Если это вы — подавайте заявку в программу, чтобы найти себя и работу со смыслом уже в 2023 году.
Важно! Чтобы работать педагогом-психологом по программе «Учитель для России», необходимо высшее профильное образование.