Средняя Азия (Центральная Азия) – регион, о котором мы будто бы знаем многое. Или помним многое? Насколько мы реально интересуемся тем, что там происходит? Между тем, меняющаяся обстановка требует особого внимания, и не только потому, что это мягкое подбрюшье России. В уходящем году многие наши соотечественники решили найти там убежище. Начинается переоткрытие региона, облик которого меняется также стремительно, как и весь остальной мир. В сегодняшней статье мы остановимся на том, что близко нашим читателям: расскажем, как изменилась экономика региона, и какие перспективы, точки роста и системные проблемы имеют здесь место. Поехали!
Источник: https://ru.pinterest.com/pin/498773727475117539/
Жить стало лучше, жить стало веселей
Прежде всего нужно установиться о том, о чем именно мы говорим. В привычном российском понимании Средняя Азия - это 5 республик: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Но есть и иные трактовки. Более узкая выделяет Казахстан отдельно, как наиболее развитое государство региона, связи с которым имеют для России стратегическое значение. Более широкая – рассматривает многострадальный Афганистан также как Среднюю Азию. Если в первых двух случаях структурирующим фактором выступает имперское и советское прошлое, то в последнем под одним термином объединено все, что находится в центральной части Евразии и не имеет выхода к Мировому Океану (к слову, это крупная проблема для развития региона, к ней мы вернемся позже).
Начнем с главного. Те, кто записывались на наш курс “Э – экономика” знают, что демография – один из столпов экономического роста. На сегодня население Средней Азии составляет почти 77 млн человек и продолжает расти на 2% каждый год. Согласно оценкам ООН, на горизонте до 2040 г. прирост в регионе в среднем составит ежегодно по 1,1%. Однако самой по себе демографии мало. Недостаточные размеры местных экономик, неспособных дать работу всем желающим, заставили многих мигрантов оттуда искать лучшей доли за рубежом. Это хорошо видно на примере Туркмении, которую порой сравнивают с Северной Кореей - власти даже запретили выезд из страны всех старше 40. При этом Туркмения - один из лидеров по запасам природного газа, и до 2018 года здесь даже были бесплатными коммунальные услуги.
Словом, попытки какой-либо изоляции и “опоры на собственные силы” здесь перспектив не имеют. А с приходом в регион новых игроков: Китая, Турции, США и многих других, встраиваться в глобальные цепочки стало гораздо веселее и приятнее. Это хорошо видно по тому, насколько выросла доля прямых иностранных инвестиций за 20 лет - более чем в 17 раз (при этом по объему инвестиций на первом месте, как вы могли догадаться, не Россия, а Китай, вложивший сюда около 40 млрд вечнозеленых). Кроме того, давно появились и экономические стимулы диверсифицировать “активы”, а не опираться всю жизнь на старшего брата.
Источник: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/
Источник: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/
Речь идет о событиях 2014 года, когда санкционный удар по экономике России опосредованно нанес ущерб и среднеазиатской экономике. Здесь стоит сказать, что вопрос диверсификации стоит не только количественно, но и качественно. Страны Средней Азии в вопросах военной безопасности, развития экономики и культурного взаимодействия опираются на совершенно разных игроков, что видно по интеграционным объединениям, куда они входят. Хотя роли разных игроков могут и пересекаться. Так, Россия пока еще сохраняет здесь культурное и экономическое влияние, а Китай, давно уже ставший одним из главных торговых партнеров, строит военные базы в Таджикистане (при том, что китайцев здесь любят не очень).
Источник: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/
Тем не менее, в совокупности стратегия, сочетающая в себе то, что можно назвать “диверсифицированной регионализацией” или более привычной политически подкованному читателю многовекторностью позволяет региону держать темпы роста выше среднего. Это объясняет и осторожную позицию, которую страны Средней Азии занимают по отношению к России в украинском конфликте - занять для них однозначно пророссийскую позицию, наподобие Беларуси, означает подвергнуть себя совершенно неприемлемым рискам, особенно учитывая внутренние проблемы.
Процент конвертируемости, или немного о продажниках
Прежде
Источник: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/
Источник: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/
Учитывая динамику ВВП, неудивительно, что уровень жизни в Средней Азии потихоньку подтягивается к российскому. Однако структура внешней торговли не особо отличается от нее. Как и у нас, эксплуатация сырьевой ренты - основной источник валюты, тогда как за нее покупаются более дорогие машины и оборудование (почему это проблема - мы объясняли в одной из наших украинских статей). Плюс сюда добавляются очень существенные поступления от трудовых мигрантов.
Источник: https://journal.tinkoff.ru/perevod-stat/
Источник: https://journal.tinkoff.ru/perevod-stat/
Если посмотреть на то, каковы торговые взаимоотношения с партнерами за рубежом и друг с другом, то складывается и вовсе любопытная картина, которая наглядно демонстрирует, что здесь центр, а что - периферия. Наибольшее активная торговля со своими соседями идет у Таджикистана и Киргизии - стран изолированных и маленьких, для которых Узбекистан и Казахстан - окно в мир. При этом наиболее высока доля торговли с Россией у Казахстана и Киргизии, что логично, поскольку они входят в ЕАЭС. Упомянутая выше Туркмения практически полностью оказалась в руках иностранцев. Наиболее сбалансированной выглядит структура торговли Узбекистана - к слову, единственной страны, которая граничит с остальными четырьмя республиками (хороший вариант для долгосрочных вложений). Тот факт, что Ташкент и Астана - в основном взаимодействуют друг с другом тоже не удивителен - это самые крупные по населению страны региона (36 млн в Узбекистане и почти 20 млн в Казахстане), крупные городские центры которых находятся совсем рядом друг с другом (от миллионников Ташкента до Шымкента чуть более 100 км).
Источник: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/
Источник: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/
Источник: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/
Есть у региона и серьезные проблемы, решение которых силами одних среднеазиатских государств невозможны. Во-первых, это климатические изменения, символом которых стал почти высохший Арал. Дело не только в том, что местные рыболовы лишились работы. Исчезновение столь огромного водного пространства неизбежно сказывается на локальном климате, делая перепады температуры больше, а воздух - грязнее и суше. При этом пески той пустыни, что появляется на месте Аральского моря отнюдь не безобидны, учитывая, что Амударья и Сырдарья выносят туда в том числе и остатки удобрений, которые представляют собой минеральные соли, вдыхать которые чревато для органов дыхания. Это уже не говоря о том, что регион в целом вододефицитный, что ограничивает и сельское хозяйство, и урбанизацию. Отсутствие выхода к морю делает крайне актуальными прокладку новых транспортных путей (и здесь от изоляции России Средняя Азия только в выигрыше - теперь грузы будут направлять через нее). Также имеет место и качество госуправления, которое находится в переходном периоде: советская управленческая элита уходит в прошлое, а новые элиты сталкиваются со все растущим общественным запросом на улучшение его качества. Обострение ситуации с водными ресурсами и рост населения грозит спровоцировать волну насилия в регионе, которая усугубляется проблемой, скажем так, неудачной конфигурации государственных границ. Наглядным примером является недавний кровопролитный конфликт между Таджикистаном и Киргизией, где пересеклись проблема использования местного водохранилища и территориальный спор.
Средняя Азия сталкивается со сложившимися вокруг нее стереотипами, при анализе ее перспектив встречается определенная инертность мышления. Его роль и значение постепенно растут, как и будет расти значение тех конфликтных точек, которые уже начинают кровоточить. Очевидно, что регион требует к себе повышенного и очень внимательного отношения. Фактически - открытия заново, как полноценных национальных государств, площадки для конкуренции, которое в наше непростое время легко может стать полем битвы.
А что вы думаете об экономике Средней Азии? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Хотите больше интересных разборов и мнений? Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал «Русские инвестиции» https://t.me/Russia_investment