Найти тему

О ГИПе бедном замолвите слово

Оглавление
Главный инженер проекта за работой: контроль денег, контроль работы, время-время, нормативы, борьба с выгоранием, коммуникации (организация)
Главный инженер проекта за работой: контроль денег, контроль работы, время-время, нормативы, борьба с выгоранием, коммуникации (организация)
Карточка статьи
Карточка статьи
Актуальная редакция данной статьи тут. Оставлена для истории и потому, что на нее еще много ссылок из последующих статей.
Главная тематическая статья раздела доступная по ссылке.

ГИП — это Главный Инженер Проекта. Непосредственно аббревиатура ГИП укоренилась в архитектурно-строительном проектировании с советского времени. Теперь может встречаться в любой другой отрасли.

Это ключевые люди в архитектурно-строительном проектировании, но их все ругают и не удовлетворены их работой.

Согласно «Положения о главном инженере, главном архитекторе проекта», утвержденном Советом Министром СССР настоящий ГИП должен обеспечивать: а) техническое руководство проектированием, б) высокий технический уровень проекта, с применением целесообразных и экономически обоснованных решений, в) увязку всех частей проекта. Но это было раньше.

Экспертиза не даст соврать, что современные проекты в основном имеют низкий технический уровень, разделы не увязаны между собой, в разделах множество ошибок, начиная от орфографических и арифметических, заканчивая не выполнением обязательных требований. При этом на каждом титульном листей обязательно фигурирует строчка с фамилией главного инженера проекта.

Чем должен и чем занимается ГИП на самом деле

Техническое руководство заключается в постановке задач исполнителям, постоянном контроле их выполнения. За этими словами скрывается огромный пласт работ. ГИП должен собрать все требования (ограничения) к результату проекта, разработать результат концептуально и на основании разработанной концепции уже ставить задачи исполнителям работ. При этом в процессе разработки концепция не раз будет корректироваться и новые вводные должны своевременно поступать исполнителям и ими быть приняты в работу.

Только для технического руководства ГИПу надо обладать большим багажом знаний и навыков. При этом в случае со знаниями, например, действующих нормативов требуется именно понимание — почему такой документ появился, для каких целей в нем содержится тот или иной пункт. При этом каждый год у нас появляются десятки, а то и сотни документов нормативно-технического регулирования.

Целесообразные и экономические решения сейчас можно было бы охарактеризовать как выполненные с учетом обязательных нормативных требований, максимально дешевые с учетом дополнительных пожеланий заказчика. Это сизифов труд, результатом которого все равно не будут удовлетворены все участники строительства. ГИПу надо постоянно отслеживать принимаемые исполнителями решения, прорабатывать и иметь экономическую оценку нескольких вариантов. И убеждать, разъяснять, обосновывать. Для этого нужен колоссальный опыт, наработанная база знаний.

Цель увязки состоит в том, чтобы проект на выходе не имел, к слову, фундаменты, расположенные на водопроводе, а воздуховоды, проходящие сквозь технологическое оборудование. Задача ГИПа постоянно отслеживать коллизии, организовывать принятие решений по их устранению.

Для полноты картины следует представить, что в работе промышленное предприятие с несколькими цехами, сроки проектирования сжаты, а в команде заказчика нет ни одного профильного специалиста, зато много менеджеров, освоивших технологии проектного управления. То есть от ГИПа постоянно требуют какие-то отчеты, ему необходимо присутствовать на десятках совещаний. Если этого недостаточно, то добавлю, что в лучшем случае половина исполнителей разбросана на просторах нашей страны, работая удаленно.

И человек, имеющий по штатному должность главного инженера проекта 90% времени занимается перепиской. Системность данной проблемы только подтверждает, что во многих организациях ГИП теперь расшифровывается, как Главный Исполнитель Пересылок.

ГИП в условиях рыночной экономики

Увлекательный документ был составлен Госстроем РФ в 2000 году, который называется «Организация работы управляющего проектом (ГИПа, ГАПа) в условиях рынка». Вместе с решением сложных технических проблем строительства, ГИП должен решать и все коммерческие проблемы, а также маркетинговые, кадровые. Нет тех задач, которые могут возникать на стройке, где ГИП не должен обладать квалификацией эксперта.

Выдержка из выпущенного Госстроем МДС 11-11.2000 «Организация работы управляющего проектом (ГИПа, ГАПа) в условиях рынка»
Выдержка из выпущенного Госстроем МДС 11-11.2000 «Организация работы управляющего проектом (ГИПа, ГАПа) в условиях рынка»

Я понимаю, что специалист почитает это все, да и пошлет лесом по всем известному адресу. Мне это напомнило почему-то юмористическое описание «идеального мужчины». По крайней мере очень хочется согласиться с последней частью определения.

Идеальный мужчина (Короче, википедия)
Идеальный мужчина (Короче, википедия)

Тем не менее большинство компаний нанимают ГИПа и сваливают на него все вопросы проекта. Не от хорошей жизни, конечно. Такова нынче экономика проектирования. В условиях, когда проекты все стали уникальными, требуют огромного количества документации, специфических знаний, должна быть, конечно, команда ГИПа. Но кто ее будет оплачивать?
Во всех вопросах даже грамотный специалист, ведущий специалист (а из таких появляются ГИПы) не может быть компетентен, делает ошибки.
Нервы, стрессы, как итог выгорание и желание сменить сферу деятельности.
В общем, господа, ГИПа надо жалеть. Хороших ГИПов, способных выполнять хотя бы большую часть возлагаемых на него функций, найти сложно. Нет, сайты по подбору персонала заполнены резюме кандидатов, которые хоте ли бы получать вознаграждение ГИПа. Но вот собеседуешь одного, другого, третьего — а это не технические руководители и высококлассные инженеры, а исполнители пересылок. Увы.

Почему ГИПы сейчас вымирающий вид

1. Общая тенденция в отрасли — снижение квалификации всех специалистов в строительстве.

2. По сравнению со временем становления института главных инженеров функциональность ГИПа изменилась в большую сторону: требуется множество знаний, навыков, компетенций. Помимо технических функций ГИПы должны заниматься административными и даже коммерческими. Идеал ГИПа для компаний — уникальный специалист. Уникальных специалистов всегда мало.

3. Объем документации по проекту возрос многократно, над каждым работают десятки исполнителей со всех уголков страны и даже ближнего зарубежья. Чтобы при таких условиях контролировать ход проекта в компании должны быть отлажены процессы, создана поддерживающая инфраструктура. Этого чаще всего нет.

4. Актуальная информация постоянно меняется. Поддерживать требуемый уровень актуальных знаний, когда 100% времени занимает текучка, невозможно.

5. По факту перегруженные ГИПы выгорают быстрее, чем появляется достойная смена.

Ознакомиться с содержанием журнала.

Уважаемые коллеги, желаю хорошего дня. Подписывайтесь, чтобы иметь возможность обсудить со мной вашу задачу в комментариях. Буду рад лайку, альтернативному мнению или истории по теме статьи.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1: Оценки, суждения и предложения по рассматриваемым вопросам являются личным мнением автора.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №2: Техническая информация, представленная на сайте, не является официальной и предоставлена только в целях ознакомления. Владелец сайта не несет никакой ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной из данного источника.

Все изображения, если не указано иное, либо выполнены автором, либо взяты из открытых источников.