Всем привет!
Эту статью я посвятил трём генералам армии и обстоятельствам их гибели. Погибли они в разное время и в разных местах. Но есть что-то общее в их смерти. Что именно? - давайте разбираться вместе.
Начну я свой рассказ с генерала армии Апанасенко Иосифа Родионовича. Его имя незаслуженно забыто среди советских полководцев.
Родился он 3 апреля 1880 года в селе Митрофановское Ставропольской губернии. В декабре 1911 года был призван в армию. Первую Мировую войну провёл на Кавказском фронте. И за боевые отличия был награждён тремя Георгиевскими крестами и двумя медалями. С 1856 года, когда эту награду разделили на четыре степени, кавалерами Георгия трёх степеней стало всего 7 тысяч человек. Так что храбрости Иосифу Родионовичу было не занимать.
В 1917 году он был произведён в прапорщики и назначен командиром пулемётной роты.
Участвовал Апанасенко и в Гражданской войне, во время которой командовал партизанским отрядом, бригадой и дивизией. В межвоенный период занимал в Красной Армии ряд высших командных должностей. А с января 1941 года Сталин назначил его командующим Дальневосточным фронтом. И здесь проявился незаурядный организаторский талант генерала армии.
В то время на Дальнем Востоке сложилась напряжённая обстановка. В Маньчжурии стояла японская Квантунская армия, которая насчитывала семьсот тысяч штыков. А с Центральной Россией Владивосток связывала единственная железнодорожная магистраль Транссиб, которая изобиловала тоннелями и мостами. И случись диверсия на любом из них, эта ниточка обрывалась в обоих направлениях.
Всего за пять месяцев под руководством Апанасенко был построен дубликат Транссиба - насыпная автомобильная дорога длиной более тысячи километров. Командующий лично контролировал качество и сроки выполнения работ. И это была не единственная его заслуга на Дальнем Востоке.
С началом Великой Отечественной войны Апанасенко постоянно отправлял на Запад резервы из состава Дальневосточного фронта. И присланные им полнокровные кадровые дивизии сыграли главную роль в победе Красной Армии под Москвой.
Принято считать, что на защиту Москвы прибыли сибирские дивизии. Нет, это были 18 обученных и хорошо вооружённых соединений Дальневосточного фронта. А назвали их сибирскими лишь для того, чтобы японцы не узнали об их переброске с Дальнего Востока.
С той же целью на их месте и под теми же номерами Апанасенко сразу формировал новые дивизии, проведя дополнительную мобилизацию и освободив из лагерей репрессированных командиров РККА, Этими мерами Дальневосточный фронт не только не уменьшился, но даже увеличился по своей численности.
Ходит досужая байка, что Иосиф Родионович на встрече в Кремле прилюдно обматерил Сталина, когда тот потребовал отдать с Дальнего Востока все противотанковые пушки до последнего ствола. И это не удивительно - Апанасенко был горяч и вспыльчив.
Удивительно другое. Что Сталин стерпел это и оставил без последствий для генерала. Ведь по отношению к себе он никому не позволял фамильярничать. Известен случай, когда во время кремлёвского застолья подвыпивший Алексей Толстой обратился к нему с предложением: Иосиф, давай выпьем с тобой на брудершафт!
Шутить изволите, Ваше Сиятельство? - ответил вождь таким тоном, что у Толстого сразу слетел весь хмель.
А вот Апанасенко Сталин не одёрнул за мат. Потому что ценил полководческий талант этого генерала.
С самого начала войны Иосиф Родионович просился на фронт. Но только в конце мая 1943 года Сталин удовлетворил его просьбу, назначив заместителем к Н.Ф. Ватутину, который командовал Воронежским фронтом.
"Ты не обижайся, - сказал ему Сталин. - У тебя нет еще опыта современной войны. Повоюй немного заместителем, а потом я дам тебе фронт".
Вряд ли Николай Ватутин обрадовался такому заместителю. И это по-человечески понятно. Во-первых, он наверняка знал от Г.К. Жукова о том, что Сталин планировал назначить Апанасенко командовать фронтом. Каким фронтом? Случись что не так на Воронежском, и нового командующего далеко искать не придётся.
Кроме того, они уже встречались до этого. 15 мая 1942 Ватутин был отозван с Северо-Западного фронта в Генштаб. И в ходе его реорганизации был назначен заместителем начальника Генерального штаба по Дальнему Востоку.
Но что-то у него с командующим фронтом Апанасенко не сложилось. И уже 11 июля 1942 года Ватутина возвратили в Москву. А реорганизация Генштаба была признана неудачной.
И после этого Сталин назначает Апанасенко заместителем к Ватутину. Странное кадровое решение Верховного. Очень странное. Но что планировал он в отношении генерала армии, так и останется загадкой. Слишком мало пришлось воевать Иосифу Родионовичу.
На фронте он посещал передовые части и помогал командармам руководить войсками. Был на самых напряжённых участках Курской битвы.
Во время боёв за Белгород Апанасенко поехал к командующему 5-й танковой армией генералу Ротмистрову. И 5 июля 1943 года погиб в районе Томаровки.
Вот как описывал его гибель Н.С. Хрущёв: "Стояли в поле и разговаривали Апанасенко и Ротмистров, рядом находились сопровождающие. Пролетел немецкий самолёт, бросил бомбу. Она разорвалась довольно далеко, но осколок попал в Апанасенко и сразил его наповал. Из всей группы лиц пострадал он один".
Вот так - всего один самолёт, всего одна бомба. И всего один осколок, поразивший только одного Апанасенко. Случайность?
На войне происходит много случайностей. Но вскоре Ватутин и Черняховский тоже погибнут такой же нелепой смертью. И также пострадают только они и никто больше. Но об этом в следующих главах данной статьи.
А Иосиф Родионович Апанасенко был похоронен 7 августа в уже освобождённом Белгороде на площади Революции. На могиле был сооружён обелиск и ограда.
Но позже, согласно завещанию самого Апанасенко, его прах перезахоронили в Ставрополе. И на могиле поставили памятник в честь этого полководца.
(Продолжение следует...)
P.S. Вторую главу этой статьи о генерале армии Ватутине Н.Ф. можно прочитать по ссылке https://clck.ru/33EXrL
А здесь ссылка на третью часть о генерале армии Черняховском И.Д. https://clck.ru/33GXBS