В данной статье подробно расскажем не только о том, что такое речевое дыхание и как оно влияет на успехи в обучении, но и о том, как можно и нужно его развивать самостоятельно через естественные для любого ребёнка тренировки и занятия.
Потому что без хорошо поставленного речевого дыхания ребёнку будет трудно освоить навык беглого чтения и письма.
Итак …
Речевое дыхание – ключевой компонент хорошо звучащей и беглой речи. От владения техникой речевого дыхания зависит плавность речи, её выразительность, умение менять громкость, соблюдать паузы, читать без запинок и заикания.
Речевое дыхание напрямую влияет на скорость письма и даже на уровень грамотности
Потому что на выдохе мы читаем и пишем с проговариванием, то есть чем продолжительнее и ровнее выдох, тем аккуратнее почерк.
К тому же, когда ребёнок пишет с проговариванием, он не только видит, что пишет его рука, но он ещё и слышит, что диктует. А значит, вероятность совершить ошибку снижается.
Но у многих современных детей есть выраженные трудности с речевым дыханием
О том, что у ребёнка есть проблемы с речевым дыханием можно понять по следующим признакам:
- эмоциональная неустойчивость и высокая лабильность нервной системы;
- слабые вдох и выдох, из-за чего ребёнок говорит очень тихо;
- слова произносятся как на выдохе, так и на вдохе;
- неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, когда ребёнок тратит весь его объём на первое слово, а конец фразы «проглатывает»;
- постоянный срыв голоса во время произнесения фраз, возникновение неуместных пауз;
- неравномерная громкость речи;
- наличие логоневроза – нарушение речи, которое проявляется повторением одних и тех же слов, произнесением отдельных звуков, наличием разговорных пауз, прерывающейся речью;
- преобладание поверхностного (грудного) дыхания.
Как можно проверить?
Проверить уровень развития речевого дыхания можно с помощью обыкновенного воздушного шарика.
Предложите ребёнку надуть шарик: если у него это не получается, то, скорее всего, у ребёнка есть проблемы с речевым дыханием.
Правильная техника речевого дыхания
Речевое дыхание предполагает вдох воздуха через нос и плавный продолжительный выдох через рот, потому что именно на выдохе мы читаем и пишем с проговариванием!
Но нужно понимать, что речевое дыхание – это высоко координированный моторный навык, в процессе которого артикуляция и дыхание строго соотносятся.
Это означает, что для красивой речи нужно уметь делать короткий, но глубокий вдох через нос, а потом рационально расходовать воздух на выдохе, выдыхая через рот.
Речевое дыхание – это управляемый процесс, то есть человек сам может регулировать объём вдыхаемого воздуха и контролировать силу выдоха в зависимости от условий чтения или общения.
Если говорить о технике речевого дыхания с физиологической точки зрения, то это диафрагмальное дыхание: вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц.
Наиболее активно в речевом дыхании должна участвовать нижняя часть лёгких, так как она самая ёмкая. А вот верхние отделы грудной клетки и плечи должны оставаться практически неподвижными.
Правильное речевое дыхание – это залог:
- ровного и красивого голосо- и звукообразования, то есть плавности и чёткости речи;
- интонационной выразительности во время чтения или общения;
- чёткого соблюдения пауз, поддержания нормальной громкости голоса;
- насыщения мозга и всего тела необходимым объёмом кислорода, то есть речевое дыхание – это и профилактика кислородного голодания;
- ровного и аккуратного почерка, а также повышения уровня грамотности, так как ребёнок сможет проговаривать, что пишет.
Развить речевое дыхание можно и самостоятельно!
Что для этого нужно?
Начните с самых простых и доступных упражнений, в первую очередь, с надувания обыкновенных воздушных шариков.
А ещё развитию речевого дыхания способствуют такие виды физической нагрузки, как:
- прыжки на обыкновенной скакалке или батуте. Да, именно прыжки отлично активизируют дыхание, развивают лёгкие и, как следствие, улучшают работу мозга;
- бег на свежем воздухе, скандинавская ходьба, бег на лыжах;
- «Бой мяча». Это универсальное психофизическое упражнение, которое не только развивает речевое дыхание, но и помогает быстро справиться с различными трудностями в обучении.
Все эти упражнения активно используются в программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе на развитие речевого дыхания. Более того, их можно самостоятельно выполнять со своим ребёнком дома.
Уважаемые родители!
Развивайте у своего ребёнка речевое дыхание – и он обязательно начнёт лучше читать, писать и даже повысит уровень грамотности!
К тому же правильное дыхание помогает лучше справляться со стрессами и переживаниями, даёт свежесть и ясность уму, наполняет тело внутренним спокойствием.
Подробнее о помощи семье ребёнка с трудностями в обучении можно узнать на сайте dyslexia.ru
Если понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на Telegram-канал учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе❤️