Найти в Дзене

Методы быстрого и эффективного конспектирования

Оглавление

Методы эффективного конспектирования изучали студенты на первом занятии Школы молодого исследователя в Адыгейском государственном университете. Его подготовила и провела аспирант второго года обучения экономического факультета Адыгейского государственного университета Екатерина Володченко.

Умение конспектировать — важный навык, развивающий способности к систематизации, структурированию информации. Правильное конспектирование помогает освоить образовательную программу и эффективно выполнять задачи в будущем.

Самое интересное мы собрали в специальной статье на нашем канале Дзен.

Что такое конспекты и как их писать

Конспект – это краткое изложение важной статьи, книги или лекции. Он позволяет вычленять главную мысль, несмотря на наличие отвлекающего информационного шума. Конспектирование нужно для систематизации материала, представленного в различных источниках.

Кстати! Переработка исходных данных активизирует работу мозга, развивает мышление и способствует эффективному усвоению изложенного.

Самые популярные методики эффективного и качественного конспектирования текста

На сегодняшний день существует свыше 1000! приемов по грамотному фиксированию текстов, диктантов и иных материалов. Конечно, каждый студент или слушатель самостоятельно подбирает и пользуется привычным или пригодным для него приемом. Рассмотрим наиболее востребованные и успешные методики.

Метод Корнелла

Прием был изобретен в середине XIX столетия одним из профессоров Корнелльского университета. Особенно популярен там, где приходится фиксировать большой объем информации. Чаще всего его используют гуманитарии.

В основе метода Корнелла лежит следующая схема. Лист бумаги делится на 4 части: линия сверху отделяет поле для даты и заголовка темы, под нижней линией автор формирует итоговый вывод. Далее страница делится на 2 столбца (один шире другого). В правой (более широкой) части страницы целесообразно фиксировать наиболее важные материалы, детали, более подробный текст, а слева (в узкой части) – фиксировать тезисы, понятия, имена, наименования теорий и законов, значимые даты, формулы и пр. Целесообразно делать пометки друг напротив друга: тезис в одной колонке, его расшифровка напротив в соседнем столбце. Также допустимо делать пометки-вопросы, для уточнения отдельных моментов в процессе самостоятельного изучения ил повторения пройденного материала.

Метод боксов

Прием чаще всего используется для тех, у кого развита визуальная память. Он в значительной степени облегчает изучение таких дисциплин, как история, иностранного языка, физики и пр., там, где можно разбить информацию на смысловые блоки, вехи и пр.

Суть метода блока заключается в разделении страницы на квадраты или прямоугольники, но так, чтобы в нем можно было уместить суть: тезисы основные термины, даты, план и пр. Расположение геометрических фигур может быть произвольным, хаотичным или последовательным – это решает слушатель, формирующий конспект. Наверху страницы целесообразно пометить тему, которая будет освещаться. В верхней части или над каждым квадратом делается небольшой заголовок (то, что будет описываться в нем), а внутри делаются пометки: даты, законы, имена и фамилии, формулы, факты и пр. Данный прием позволяет распределить информацию по смысловым блокам, легче ее переработать, запомнить и усвоить.

Метод нумераций

В этом методе студент пытается по максимуму записать информацию, чуть ли не дословно. Но здесь важно следовать определенному принципу: каждая новая мысль должна записываться с новой строки. При этом немаловажно нумеровать строки.

По факту – это диктант с выделением основных мыслей. Выделять строки и суть, тезисы нужно цветной, яркой ручкой, а весь сопутствующий (раскрывающий суть) текст – обычной. Прием позволяет структурировать лекцию и максимально подробно ее зафиксировать. Именно он используется более, чем в 75% случаев обучения в колледжах и вузах.

Метод индексов

Методика основывается на «изобретательности» слушателя, который фиксирует материал удобным для него способом, используя общепринятые и «собственноручно» созданные сокращения и обозначения (их целесообразно выписывать в конец тетради с расшифровкой и в дальнейшем пользоваться повсеместно для запоминания). Также допускается создание схем, рисунков, таблиц, чертежей, которые в сжатой форме подчеркнут наиболее важные моменты по изучаемой теме. Используя данный прием важно самому не запутаться в сокращениях и разобраться в собственных рисунках и записях.

-2

Немного о сокращениях

Сокращение слов помогает успевать за лектором и экономит усилия. При этом следует помнить основные принципы сокращения слов:

1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов.

2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении.

3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для его восстановления в данном контексте (например, сокращение след, может относиться к различным словам: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.).

4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.

5. Незнакомые слова надо записывать полностью.

При конспектировании можно использовать следующие способы сокращения слов:

1) сокращение по первой букве. Такой способ рекомендуется для частотных слов:

XX в., XIX—XX вв., 1996 г., 1995—1996 гг., с.120, н.э. (нашей эры),

г. Москва, р. Ока, т.е. (то есть), т.к. (так как), ж.д. (железная дорога), ж.-д. (железнодорожный), с.х. (сельское хозяйство), с.-х. (сельскохозяйственный);

2) сокращение по нескольким первым буквам (отбрасываются суффикс и окончание). Такой способ применим для сокращений прилагательных и причастий, за которыми следуют определяемые ими существительные:

Центр. место, офиц. сообщение, геогр. название, историч. событие и т.п.;

3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис. Этот способ применим ко многим словам:

ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, д-р, стр-ра, общ-во, пром-сть, хоз-во и т.п.

4) использование аббревиатур. Аббревиатура — сокращение по начальным буквам слов. Аббревиатуры удобно использовать для обозначения ключевого понятия, о котором идет речь. Например, если тема лекции — культура речи, то при конспектировании можно пользоваться аббревиатурой КР;

5) использование математических символов. Существует много математических символов, которыми можно заменять слова при конспектировании: >, <, =, + , знак существования, знак принадлежности, знак «любой», знак суммы, знак «следовательно» и т.п.

-3