Найти в Дзене

КСТ-техники. Техника "Фантазия страха"

Техника "Фантазия страха" (также ещё носит название "наихудшей фантазии") - наиболее известная техника для работы со страхом и особенно с паникой (страхом страха) по сути своими корнями уходит в далёкое прошлое.

Вот как описывает Джорджио Нардонэ в своей книге "Терапия панических атак" историю создания этой техники.

"В течение нескольких лет, прошедших со времени первой публикации протокола Краткосрочной Стратегической терапии панических атак, экспериментирование с использованием исследования-вмешательства при лечении этого расстройства было значительно расширено, прежде всего из-за повсеместной востребованности терапии. Это привело к улучшению модели вмешательства, чтобы сделать её ещё более эффективной и экономной. Запросы коллег, которые хотели бы изучить этот метод, были настолько насущными, что это побудило к созданию системы его преподавания.

Именно этот толчок, который проявился в те годы, способствовал открытию Центра Стратегической терапии в Ареццо, где, в дополнение к студентам, собирались коллеги и исследователи со всего мира (прежде всего, благодаря харизматичной фигуре Пола Вацлавика). Возможность применения модели лечения для сотен людей из разных культур, слоёв и уровней образования с устойчивым сохранением результатов, также как и наблюдение того, что даже ученики добиваются результатов, не слишком отличающихся от тех, которые показывают мастера, доставило не только большое удовлетворение, но и дало дополнительный импульс к исследованию. В частности, не хватало техники, которая успешно воздействовала бы на панические атаки в отсутствии реальной угрожающей ситуации. Иначе говоря, это случаи, когда вовне нет ничего пугающего для человека, но есть страх страха, который вызывает его эскалацию вплоть до паники: это парадоксальная ситуация, когда страх превращается в самореализующееся пророчество при отсутствии внешних провоцирующих факторов.

В этом случае мне больше помогла встреча с великим древнеримским философом Сенекой, чем опыт мастеров и наблюдения за природой. Во время его изгнания на остров Корсика он писал, что для того, чтобы преодолеть естественный страх и тревогу вместо того, чтобы отвлекаться, он пытался погрузиться в него, представляя себе пытки, которым он должен был быть подвергнут перед смертью: и этот способ усмирял страх и устранял тревогу. Читатель должен знать, что Сенека встретил без страха и необыкновенным достоинством приговор самоубийства путём вскрытия вен.

Впрочем, так называемое «предписание симптома»1) было одной из самых известных парадоксальных техник, разработанных моими учителями, которую они взяли из работы Виктора Франкла (Victor Frankl, 1946). Тот называл её «парадоксальным предписанием» и испытал на себе во время заключения в концентрационном лагере.

------

1) В краткосрочной психотерапии - модели MRI, и модели Краткосрочной Стратегической терапии Нардонэ, - предписание симптома означает классическое парадоксальное вмешательство, когда человеку предписывается продолжать приводить в действие проблемные поведение, мысли или эмоции, чтобы довести проблему до её аннулирования. Сила этих вмешательств состоит прежде всего в их способности обойти сопротивление изменениям и создать для человека возможность построения нового функционального равновесия(Nardone, Salvini, 2013).

-----

Однако никто из них формально не применял такой терапевтический приём к различным формам патологического страха. Результаты применения парадоксального предписания к панике сразу показали себя неординарными: пациенты, которым было предложено вызывать «наихудшие фантазии» о наступлении панической атаки вместо того, чтобы пугаться, наоборот, расслаблялись, создавая контрпарадоксальный эффект по отношению к парадоксу усиления страха вплоть до паники. И не только это: в тех случаях, когда удавалось за счёт большей убедительности сделать так, чтобы человек применял технику «наихудшей фантазии» в момент начала панической атаки, последняя быстро таяла, как снег на солнце. В результате такого экспериментирования постепенно была разработана формализованная техника, согласно которой пациенты сначала испытывали парадокс «наихудшей фантазии» в защищённой ситуации для того, чтобы обнаружить её эффект, а затем проходили обучение в использовании техники для последующего её применения в качестве средства против возникновения панической атаки, т. е. для того, чтобы научиться «гасить огонь, добавляя дрова» (Nardone, 1993, Нардоне).

Техника «наихудшей фантазии» не только заполнила пустоту, существовавшую в терапии для наиболее тяжелых вариантов расстройства, но она также стала незаменимой стратегией, которая применяется вообще при всех известных формах панических атак в сочетании с другими терапевтическими стратагемами, учитывающими специфику отдельного фобического расстройства".

В 1990 году я опубликовал книгу «Искусство быстрых изменений», а затем, три года спустя, книгу «Страх, паника и фобия», где впервые были детально описаны протоколы Краткосрочной Стратегической терапии для панических атак".

Итак, как звучит техника "Фантазия страха" (текст приводится из книги "Страх, паника, фобия")

"В последние минуты второй или третьей сессии осуществляется новое предписание поведения, а точнее, парадоксальное предписание: «В связи с тем, что вы так хорошо показали себя за прошедшие недели в борьбе со своей проблемой, сейчас я дам вам задание, которое покажется вам еще более странным и абсурдным, чем то, что вы выполняли до сих пор. Однако, как мы договаривались, вам совершенно необходимо выполнить его. К тому же я, кажется, уже заслужил у вас немного доверия, не правда ли? Стало быть, так: я думаю, что у вас в доме имеется будильник, знаете, из тех, что так неприятно звонят. Хорошо. Каждый день в один и тот же час, о котором мы с вами сейчас договоримся, вы должны взять этот будильник и завести его так, чтобы он прозвонил ровно через полчаса. На эти полчаса вы закроетесь в одной из комнат своего дома и, усевшись в кресло, постараетесь почувствовать себя плохо, сконцентрироваться на наихудших фантазиях, относящихся к вашей проблеме. Вы будете думать о своих наихудших страхах, вплоть до сознательно провоцируемого кризиса тревожности и паники, оставаясь в этом состоянии в течение всего получаса. Как только будильник прозвонит, вы выключите его и прекратите выполнение задания, оставив мысли и ощущения, которые вы вызвали у себя. Умойтесь и вернитесь к своей обычной повседневной жизни".

Важно отметить как обсуждаются различные эффекты действия этой техники:

"Эффекты этого парадоксального предписания могут быть двух типов. Первый эффект: «Доктор, мне совершенно не удалось погрузиться в ситуацию, я очень старался, но мне все казалось таким странным, что даже делалось смешно. Странным образом, вместо того чтобы чувствовать себя плохо, я расслаблялся». Второй эффект: «Доктор, мне так хорошо удалось выполнить задание, что я испытывал ощущения, идентичные тем, которые я испытывал, до того как прийти к вам. Я очень сильно страдал, иногда плакал, но потом, к счастью, звонил будильник и все заканчивалось».

Здесь важно заметить, что при обоих типах реакции в течение дня, помимо интервалов, в которые выполнялось задание, у большинства пациентов не возникло ни одного критического момента, у некоторых были лишь спорадические эпизоды легко контролируемой тревожности.

На следующей сессии, после отчета пациента об эффекте предписания, вновь проводится положительное переопределение изменения ситуации. В случае первой реакции на предписание используется следующее переопределение: «Как вы смогли констатировать, ваша проблема может быть аннулирована именно тем, что вы ее сознательно провоцируете; это парадокс, но, вы знаете, иногда наше мышление основывается скорее на парадоксе, чем на здравом смысле. Вы учитесь не попадать в ловушку вашего расстройства и предпринимаемых вами попыток решения проблемы, которые все больше усложняют проблему, вместо того чтобы решить ее». И этот тон сохраняется на протяжении всей сессии. В случае второй реакции на предписание используется следующее переопределение: «Очень хорошо, вы учитесь вносить изменения в ваше расстройство и управлять им. Раз вы способны сознательно провоцировать ваши симптомы, вы также способны уменьшить или даже аннулировать их. Чем лучше вам удается провоцировать симптомы в течение получаса, тем лучше вам удастся контролировать их в течение дня». В этом тоне продолжается вся сессия.

Следовательно, в том и другом случае переопределение эффекта предписания было нацелено на укрепление осознания происходящих изменений и веры в них, и на тот факт, что пациент учится новым эффективным стратегиям для управления собственными страхами.

Пациент получает неоспоримые конкретные доказательства эффективности работы, которую он осуществляет вместе со специалистом. С одной стороны, это приводит к замечательному терапевтическому сотрудничеству, а с другой стороны - к последующему постепенному изменению восприятия окружающей действительности. Терапевт внимателен к тому, чтобы возлагать ответственность за происходящие изменения на личные способности пациента. При этом терапевт представляется как стратег, использующий особые техники, позволяющие выявить способности, которыми пациент обладает, но которыми он не умеет пользоваться. Внимание всегда заостряется на повышении личной компетентности и самооценки пациента. Подобный подход сильно мотивирует пациента, который всегда считал себя неспособным, и это его представление о себе всегда подтверждалось поведением окружающих его людей. Кроме того, подобный подход позволяет избежать риска того, что терапевтическое вмешательство будет воспринято как некое «волшебство».

В течение нескольких недель ситуация радикально меняется. Почти во всех приводимых в данной работе случаях наблюдается исчезновение симптомов, которые блокировали пациента, ограничивали его свободу, однако пациент еще не может считаться «выздоровевшим». В этой фазе необыкновенно важно уменьшить эйфорию, предупреждая пациента об опасности чрезмерно быстрого выздоровления (Go slow). Необходимо притормозить, задумываясь о том, что, если слишком сильно жать на педаль ускорения, легко сойти с колеи и вновь вернуться к проблеме. Стало быть, на данном этапе необходимо закрепить уже достигнутое".

-------

-2

Психолог Манухин Михаил Михайлович, тел. (WApp, Telegram) +7(985)768-2134, группа VK - https://vk.com/club217269528

Сертифицированный специалист по программе "МАСТЕР в Краткосрочной Стратегической Психотерапии - модель Джорджио Нардонэ"

Специализация - панические атаки, тревожно-фобические расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства пищевого поведения, сексуальные проблемы, избыточный контроль, вина и стыд, страх принятия решений и проблемы выбора, сложности в семейных отношениях и многие другие психологические проблемы.

Автор / соавтор книг