38 подписчиков

ПСИ ЭФФЕКТЫ И ПРИЁМЫ МЕНТАЛЬНОЙ / КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ

Содержание МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАНИЕ?

Содержание

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАНИЕ?
ПСИ ЭФФЕКТЫ
ПРИНЦИПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ / ПРИНЯТИЯ (ДЕЗ)-ИНФОРМАЦИИ
РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В МВ/ КВ
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ
ТЕОРИЯ ПОДТАЛКИВАНИЯ
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ – МОДЕЛЬ ФОГГА

Данный текст содержит подборку различных методов (приёмов) воздействия на нашу психику, использующих особенности нашего антропного развития, которые мы понимаем как средства манипуляции или объективным контролем сознания субъекта. Это, своего рода, схема-памятка для повседневного использования, для противодействия внешнему информационно-коммуникативному контролю. Хотя конспект и не полон, однако он содержит достаточный набор распространённых приёмов используемых в маркетинге, пропаганде, информационных, когнитивных и ментальных войнах.

Предполагается, что данный материал будет дополняться и редактироваться.

Старинная английская поговорка гласит: «Разве есть лучший способ скрыть свои намерения, чем приписать их своему врагу!»[1].

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Прежде всего стоит исходить из того, что наблюдаемые нами эффекты воздействия на групповую и индивидуальную психику связаны с массовым сознанием как отдельной формой организации общественного сознания включённого, в свою очередь, в духовную культуру всего человечества.

Грушин Б.А. пишет, что процесс массовизации связан с развитием урбанизации и масс-медиа. Это односторонний процесс распространения информации и уменьшения межличностных связей (на западе). Массовизация в СССР носила противоположный характер - увеличения межличностных связей[2].

К последствиям массовизации можно отнести: дальнейшее уравнивание свойств индивидов, оказавшихся включённых в те или иные виды массовой деятельности. Из этого тезиса Грушин выводит следующую последовательность:

Ограничение деятельности отдельного индивида из-за углубления разделения труда (выполняет часть операций) → зависимость от других → снижение значения личного опыта → снижение личностных характеристик как производителя[3].

На этой основе делается логичный, но не менее значимый вывод: «Из массовости складывается и однородность потребностей, которые удовлетворяются же массовым способом. Массовый спрос – рождает массовое предложение»[4]. Таким образом, сфера информационной массовизации интегрирует все наши запросы, координирует их и доставляет обратно, в массы, в наиболее востребованном на сегодняшний день виде. Звучит обезличено, что конечно, не соответствует материалистичной идеологии нашего мира. И поскольку информационно-коммуникативная сфера не является абстрактно-чувственной структурой, и у неё есть конкретные «держатели» (например, интернет и CRAN - это НКО под контролем спецслужб США), то интеграция, координация и доставка осуществляется под контролем. Этот контроль включает также использование большого арсенала манипуляторных средств – пси-эффектов, основанных на особенности восприятия окружающего пространства нашим сознанием.

ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАНИЕ[5]

Познание больше не является просто делом мозга. Она, по крайней мере, с последнего десятилетия, находится в естественной взаимосвязи с цифровыми технологиями и общими знаниями. Нарушение когнитивных процессов имеет два вредных последствия:

1) Контекстуальная дезадаптация приводит к отклонениям (ошибкам), пропущенным жестам или временной заторможенности.

2) Длительные расстройства, которые влияют на личность и трансформируют свою жертву, запирая её в формы поведенческой странности или неспособности понимать мир.

Внимание

На внимание влияет: тип информации, физическая интенсивность, семантическая сила, но может быть добровольно ориентировано на определенные аспекты информации.

Область отвлечения внимания является одним из основных аспектов когнитивной войны. В нем есть два взаимодополняющий компонента: замусоривание внимания с расфокусировкой и использование цифровых дефектов (в интерфейсах, средствах цифровой помощи или мониторинга).

Когнитивный конфликт и иллюзия

Когнитивный конфликт - это ситуация, когда обрабатываемая информация не согласуется с той целью, для которой предназначена. Когнитивная энергия, направленная на решение поверхностных проблем, увеличивает психологические издержки и сокращает ресурсы, выделяемые на другие задачи.

Иерархии и когнитивное доминирование

Конфликты внутри каждого уровня завершаются конфликтами между уровнями (рис 1.). Поскольку познавательные процессы обогащают друг друга, они могут взаимодействовать и тормозящим образом, например, препятствуя выполнению задачи или искажать результаты. Эти явления лежат в основе семантических заблуждений, связанных с ошибочной восходящей обработкой, которая может конкурировать, а может и не конкурировать с данными в памяти.

То же самое относится и к нисходящим процессам, которые, как правило, направляют внимание и позволяют нам знать о мире только то, что мы от него ожидаем, сводя к минимуму важность неожиданных элементов и пренебрегая слабыми сигналами.

Рисунок 1. Уровни когнитивного восприятия
Рисунок 1. Уровни когнитивного восприятия

Когнитивные личности и стереотипы

Когнитивная личность - это спонтанный способ познания мира индивидом. В некотором смысле, это набор привычек думать, видеть, слышать, запоминать и т.д.

Мир не таков, каким наш мозг позволяет каждому из нас его представить, и не таков, каким его может представить другой. Именно с помощью языка возможны лингвистические конвенции о картине мира. Это позволяет нам понимать друг друга и тем самым вносить свой вклад в его теоретизирование. Это метакогнитивное измерение служит как проводником, так и посредником в познании, связанном с более низкими уровнями. Такие нисходящие процессы, на которые влияют опыт и культура, представляют собой реальную модель, в которую встроены знания. Они образуют своего рода прототип мысли.

Таким образом, легко использовать искажения (понимания) между отдельными людьми, чтобы облегчить отсутствие согласованности между концептуальными моделями и личными знаниями. Прежде всего речь идёт о недостатке образования, но также, в более критическом смысле, о некоторых абдукциях или психопатологических расстройствах, которые с одной стороны трудно контролировать, а с другой просто вызвать и использовать.

Причинно-следственная атрибуция и манипулирование

Индивид интерпретирует мир в соответствии с предыдущими механизмами, прототипами и спонтанными убеждениями. Атрибуция (внутренняя / внешняя) позволяет придать смысл событиям, особенно когда они сложны и когда нет простых объяснений.

Один из обычных принципов состоит в фильтре анализа, который допускает только те факты реальности, которые подтверждают убеждения. Каждый делает выводы о будущем из отобранных образцов прошлого. Эти предубеждения в атрибуции действительно характерны для многих психопатологических расстройств. Они являются объектом систематического выражения, эксплуатируемого определенными манипуляторами.

Предубеждения и обобщенная ошибка

Три цели когнитивного действия. На первом уровне речь идет о насыщении внимания и использовании автоматизмов, на втором уровне - о нарушении памяти и использовании эмоциональных влияний и помех, а на третьем уровне - о предотвращении реализации процесса рассуждений временным давлением (т.е. нехваткой времени), вмешательством или способствованию ошибкам в рассуждениях.

Использование когнитивных ошибок

Абдукция, индукция, дедукция (Ошибка дедукции в том, что западные аналитики принимают, что единственная истина возникает из дедукции). Косность мышления, как результат бритвы оккама – это провоцирует упрощение реального мира и мышления.

Когнитивная война - это искусство обманывать мозг или заставлять его сомневаться в том, что, по его мнению, он знает. Его [злоумышленника] игровая площадка - это область пределов, ограничений и стереотипов человеческого мышления, ложных теорий и культурных ошибках, в которую он вводит оппонента. Изменение когнитивных процессов служит основой для реальных действий, которым способствует мощь цифровых технологий.

ПСИ ЭФФЕКТЫ[6]

Манипулирование восприятием

Эффект «первой любви» (или «ленивое», автоматическое мышление)

Что первым узнал – тому и больше веришь. Так уж устроен человек, что информация, узнанная первой, пользуется большим доверием. Именно по этой причине такое «освещение» событий распространяется максимально широко с помощью ботов, троллей и репостинговых сетей – чтобы интернет был заполнен именно этим, выгодным для инициатора, вариантом объяснения события, чтобы как можно больше пользователей, зайдя в инет, ознакомились первым делом именно с этой трактовкой события.

Эффект многократного повторения

Этот эффект давно и успешно применяется в рекламе – важно, чтобы продвигаемый товар (бренд, идея) как можно чаще попадались на глаза представителям той социальной группы, в которой это продвижение осуществляется.

Визуальный контент

Картинки, демотиваторы[7], видеоролики, звук и прочие варранты воздействия, помимо текста, делают это воздействие значительно более эффективным. Происходит сие из-за того, что при такой подаче информации воздействие на наше сознание осуществляется по нескольким каналам одновременно. И наше сознание, атакованное по нескольким направлениям, быстрее сдается.

Негатив

Так человек устроен, что он скорее поверит негативной информации.

Социальное манипулирование

Эффект стадности

Какое мнение больше людей поддерживает – то и правда. В этой ситуации человек даже не задумывается, что как раз его точка зрения – это точка зрения большинства, а беснующаяся толпа всего лишь искусственно созданное впечатление о реальном положении дел. Именно так большинство начинает подчинятся меньшинству. Этот эффект еще называют «социальным доказательством» (social proof). Наиболее эффективен он в ситуациях, когда разобраться сложно (уж очень запутанно всё), времени на разбирательство нет, а решение принять надо. Вот тут-то мы и смотрим, как все делают, и полагаемся на мнение большинства, забывая, что это мнение вполне может оказаться иллюзией, созданной для нас манипулятором. Этот эффект еще называют «спираль молчания».

Эффект групповой поддержки

Если человек ассоциирует себя с некой социальной группой, то он с гораздо меньшей критичностью воспримет идеи и ценности, поддерживаемые этой группой.

«Социальность» информации

Сообщению человека мы больше доверяем, чем сообщению информационного агентства или официальному обращению чиновника любого ранга. А если увидели общение двух человек по интересной нам теме, то, скорее всего, это так и есть (как они описывают), ведь мы «подслушали» чужой разговор.

Аналогично принцип GBN (см. ниже) - Модель группы, убеждений, новизны

«На воре шапка горит» (Оправдания)

Кто оправдывается, тот и неправ. Чем больше вы оправдываетесь, тем сильнее вам не верят. Особенно хорошо работает в сочетании с эффектом «первой любви». Кто первый обвинил (бездоказательно), тот и оказывается в более выигрышном положении. Отмываться всегда сложнее, чем обливать грязью. Вот и получается, что тактически выгоднее обвинить первым. Но если такое обвинение сфабриковано и дезавуировано оппонентом, то эффект может получиться обратным. Необходимо, чтобы противник не смог, не успел, не сообразил, не захотел нейтрализовать обвинение. Для достижения такого эффекта частенько стараются организовать поток обвинений. Пока оправдывается по первому обвинению, его уже обвинили еще в пяти грехах, и противник уже не успевает оправдаться, а обвинения «закрепляются» в головах аудитории.

Использование риторических эффектов

Апеллирование к авторитету (Готовность людей идти за лидером)

Люди охотнее верят, когда знают (или думают, что знают), от кого исходит информация. Именно для эксплуатации данного эффекта используются разнообразные заявления-демарши-выступления звезд эстрады, кино, литературы… Эти люди своим именем, с одной стороны, придают информации больше достоверности, а с другой – делают саму информацию более значимой – «Если уж ОН так считает…».

Интересным вариантом «авторитета» является манипулирование числами. По этой причине манипуляторы стараются сопроводить свои публикации «точными» цифрами.

Манипулирование терминами (Манипул понятиями, использование эвфемизмов)

Возможно, не получится сделать идею привлекательной, но можно ее сделать менее неприятной. Это позволит снизить порог тревожности и «зацепиться» за подсознание. Например, американская администрация во время войны во Вьетнаме называла уничтожение деревень напалмом «операциями умиротворения».

Сделать идею привлекательной (Окна овертона)

У манипулирования терминами есть более сложное продолжение – внедрение в общественное сознание нужных идей, ранее воспринимаемых негативно. Вначале идея преподносится как предмет обсуждения (обсуждение этичности, целесообразности, опасности… чего угодно). Цель - вызвать привыкание. Когда у аудитории наступает привыкание, идея начинает преподноситься как предмет научного исследования. Далее – как нечто не такое уж и неприятное. И позднее – как вполне возможное.

Юмор

Однако информация, смешанная с юмором, легче преодолевает внутренние психологические барьеры. Связано это с тем, что юмор снижает нашу тревожность, а потому нас проще обмануть в хорошем настроении.

Содержание МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАНИЕ?-3

ПРИНЦИПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ / ПРИНЯТИЯ (ДЕЗ)-ИНФОРМАЦИИ[8]

На индивидуальном уровне создается впечатление, что дезинформация усваивается и распространяется с помощью обычных, рутинных и адаптивных механизмов, которые злонамеренные субъекты могут использовать для своих собственных целей. Среди которых:

Первоначальная обработка информации

Наши умственные «возможности обработки» ограничены. Наш мозг использует мысленные ярлыки, чтобы включить новую информацию и эти ярлыки могут открыть нам путь к ошибкам. Мы не обрабатываем информацию так глубоко, как следовало бы, поэтому дезинформация может быть истолкована как правдивая информация.

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс описывает дискомфорт, который мы испытываем, когда сталкиваемся с двумя конкурирующими идеями. Если дезинформация поддерживает наши первоначальные убеждения или создает меньше диссонанса, чем правдивая информация, мы с большей вероятностью поверим дезинформации.

Влияние принадлежности к группе, убеждений и новизны (модель GBN)

Если дезинформация исходит от члена группы, с которым мы себя идентифицируем, соответствует нашим убеждениям или является новой информацией для нас, мы с большей вероятностью поделимся ею.

Модель GBN

1. Членство в группах (G) приемника и передатчика

2. Сила их веры (B) в слух

3. Воспринимаемая новизна (N) слухов

Роль эмоций и возбуждения в нашем обмене дезинформацией

Мы уделяем больше внимания информации, которая заставляет нас чувствовать себя позитивно / негативно или побуждает нас действовать. Учитывая, что дезинформация, по определению, кем-то создана, она с большей вероятностью будет воспринята и распространена, если она сконструирована так, чтобы быть эмоциональной и возбуждающей.

РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ В МВ/ КВ[9]

Механизмы эффектов речевого воздействия:

- заражение (апелляция к бессознательному, к эмоциям);

- внушение (тоже работа с бессознательным, но при помощи вербальных, словесных средствам);

- убеждение (логические + социально-психологические приёмы (влияние авторитета источника, групповое влияние)).

Воздействие производится на:

- потребности, интересы, склонности, т.е. на источники мотивации и поведения

- установки, групповые нормы, самооценки людей, т.е. на факторы регулирующие активность чел.

- состояние чел. (тревога, возбуждение, уныние и др.), которые меняют его поведение.

Соответствует действующим механизмам сознания толпы Г.Лебона: заражению-внушению-подражанию.

Методы воздействия

1) На источник активности – способ формирование новых потребностей. Для этого следует вовлечь в незнакомую / новую деятельность, с новым человеком / группой (добровольческий отряд, секту, партию и т.д.)

Чтобы изменить поведение – нужно изменить его желания и мотивы. Поменять взгляды, мнения, установки личности: создать новые, изменить актуальность существующих или разрушить.

2) Метод ориентирующих ситуаций – выработка одинакового и требуемого отношения к ситуации для одного или группы.

3) Метод создания неопределённых ситуаций – разрушение установок (потеря себя), если потом показать чел. выход из неопределённости, то он будет готов реагировать требуемым образом и воспринимать новые установки. Например: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения с вовлечением в деятельность. Требуется поддержание установки – включать в соответствующую деятельность, многократно повторять информацию, включить в значимую для него (престижную группу – см., например, GBN выше).

4) Метод ассоциативного (эмоционального переноса) – включить объект (например, страну Россию) в контекст получивший моральную, этическую и эмоциональную оценку этого контекста (например, в кино пьяный русский космонавт) → «все русские алкаши и дебилы».

5) Метод вспоминания горького прошлого – если человек припоминает прошлые неприятности, то непроизвольно снижается недовольство настоящим.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ[10]

Предельный эффект: трансформация чувств и телесности и соотнесение их с новой реальностью (религиозной, эзотерической или виртуальной – виртуализация сознания).

Основа данной концепции – Тотальное желание другого мира, принципиально отличающегося от наличного. Культивация событий и сюжетов мира эзотерического (виртуального) с помощью различных психотехник, путём отбрасывания «обычных» (обыденных, меркантильных и др.) желаний. Например: аскетизм, третирование желаний, переосмысление и др. Что так же доступно и для внешнего управляющего (злоумышленника) через насильственное (прямое) изменение среды обитания сообщества[11] (голод, разруха) или создание альтернативной семиосферы (пример ниже*). Постепенно «нежелательных желаний» становится всё меньше, а «желательных» больше.

Предел – полный отказ от чувственной информации, его место занимает новое сознание и новая телесность (чувственность) отвечающая эзотерическому учению. Ещё можно сказать: превращение полученного опыта сознанием во внешний предмет и, соответственно, в объект манипуляции. Конечный этап, весь последующий процесс взаимодействия индивида / группы с окружающей реальностью идёт без опоры на внешний чувственный материал, т.е. без осознания / интерпретации этой реальности и её интеграции в личной опыт.

Этапы эзотерического мышления («Полёт в самого себя»):

а) Приобщиться к эзотерическим установкам и ценностям;

б) Подавить обычные реальности психики и отвечающие им желания;

в) Культивировать эзотерические желания;

г) Научиться произвольно вызывать пограничные состояния сознания.

*Пример создания альтернативной семиосферы через изменение нарративных схем – утверждений выступающих в роли означающего для связывания объектов реальности и субъективного сознания индивида(ов). А – есть Б, меняем на А - есть В. Например, Русь – есть Россия → Украина – есть часть России, меняем на Русь - есть Украина → Украина – не Россия).

ТЕОРИЯ ПОДТАЛКИВАНИЯ[12]

Данная книга вышла в США в 2007 году, в России спустя 10 лет.

Либертарианские патерналисты - архитекторы выбора, наделяются полномочиями влиять на поведение людей с целью оздоровления, улучшения и продления жизни. Другими словами, выступают за деликатные попытки со стороны коммерческих организаций и правительства подталкивать людей к выбору, который улучшит их жизнь.

Подталкивание - любой аспект архитектуры выбора, предсказуемо влияющий на поведение людей, не запрещающий ничего и не вносящий заметных изменений в экономические привычки.

Подталкивание — это любой фактор, заметно изменяющий поведение обывателей, основные виды включают:

а) Информация - снятие инфо. барьеров или правильное / своевременное информирование;

б) Давление коллектива – социальный конформизм;

в) Прайминг - можно стимулировать определенное поведение с помощью простых и вроде бы не имеющих отношения к делу сигналов, например, с помощью вопросов.

Подталкивать людей нужно при принятии решений с отложенными последствиями, сложных, редких, с недостаточной обратной связью, а также с неопределенным результатом.

Способы (факторы) подталкивания

Привязка (якорь)

В терминологии этой книги привязка выполняет функцию подталкивания. Мы можем влиять на значение, которое человек выберет в определенной ситуации, вкрадчивым предложением точки отсчета для его мыслительного процесса.

Во многих сферах чем больше просят (в пределах разумного, конечно), тем больше получают.

Доступность

Люди оценивают вероятность рисков исходя из прецедентов. Если примеры сразу придут в голову, люди скорее встревожатся и испугаются.

«Факты на слуху» заставляют преувеличивать вероятность события, и люди сталкиваются с этим повсеместно. Если аналогичные ситуации не всплывают в памяти, то выносится искаженное суждение о их маловероятности.

Репрезентативность

С какой вероятностью А относится к категории Б, люди, а именно автоматическая система, руководствуются тем, насколько А соответствует образу или стереотипу.

Использование эвристики репрезентативности приводит к путанице между колебаниями случайного характера и причинно-обусловленными закономерностями.

Оптимизм и самонадеянность

Большинство людей склонны к необоснованному оптимизму (во всём).

Ознакомьте человека со случаями негативного исхода, и уровень неоправданного оптимизма скорее всего снизится.

Приобретения и потери

Горечь утраты в два раза больше, чем радость приобретения одной и той же вещи. Более научным языком можно сказать, что люди испытывают неприятие потери.

Неприятие потери способствует возникновению инертности, то есть сильного желания удержать при себе имеющееся.

Неприятие потери работает как уловка мышления. В результате человек отказывается от перемен, даже тех, которые целиком в его интересах.

Отклонение в сторону статус-кво

Людям свойственно оставаться в текущей ситуации. Этот феномен - «отклонение в сторону статус-кво.

Сочетание неприятия потери с бездумным выбором предполагает, что стандартная опция привлечет существенную долю рынка.

Фрейминг

Способ формулирования предпочтительного (для бенефициара) типа действия.

Давайте рассмотрим такие варианты информационных кампаний: а) пользуясь энергосберегающими технологиями, вы экономите 350 долларов в год; б) если вы не бережете электричество, то теряете 350 долларов в год. Вариант (б), сформулированный с указанием убытков, оказался гораздо эффективнее, чем вариант (а).

Формулирование работает потому, что люди склонны к бездумному, пассивному принятию решений.

Социальный конформизм

Больше всего конформность проявляется в небольших группах, когда надо высказываться при всех. Личные мнения участников в ходе обсуждения стремятся к общей норме. Это Коллективный консерватизм — тенденция упорно придерживаться существующих порядков даже в случае возникновения новых потребностей (например ношения галстуков, даже если для этого нет особых причин).

Эффект прожектора

Мы считаем, что находимся в центре внимания окружающих, и стараемся соответствовать их предполагаемым ожиданиям. Успокойтесь: окружающие обращают на нас гораздо меньше внимания, чем нам кажется.

Прайминг

Основан на теории Курта Левина говорящего о том, что поспособствовать правильным действиям можно, устранив мелкие препятствия, а не толкая кого бы то ни было в нужном направлении.

Подталкивание посредством вопроса о намерениях можно усилить, уточнив, когда и как люди планируют что-либо сделать. Измеряя намерения людей, можно повлиять на их поступки. Эффект простых измерений проявляется в том, что, если задавать людям вопрос об их намерениях, они с большей вероятностью поступят в соответствии со своим ответом.

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ – МОДЕЛЬ ФОГГА

Доктор Би Джей Фогг будучи главой лаборатории дизайна поведения в Стэнфордском университете, опубликовал в 2009 работу по конструированию способов изменчивости поведения, более известную как «модель Фогга» или просто «FBM»[13] (Fogg Behavior Model). Она связана с достижением человеком целевого поведения как результат осуществления задуманного действия. Кстати неважно с чье стороны оно задумано: со стороны индивида (например, бросить курить ) или внешним инициатором (например, купить определённый товар). Основным критерием целевого поведения является прогнозирование и результативность.

Модель Фогга утверждает, что для достижения целевого поведения человек должен быть:

1. Достаточно мотивирован (Motivation).

2. Способен исполнить задуманное (Ability).

3. Инициирован или «спущен с курка» (Trigger).

Рисунок 2. Модель достижения поведенческих целей[14].
Рисунок 2. Модель достижения поведенческих целей[14].

Мы видим, что мотивационное ядро по Фоггу составляют бинарные оппозиции типа: удовольствие / боль, надежда / страх, принятие / отвержение. Факторы отвечающие за исполнение: время, деньги, наличие физических и умственных способностей и возможностей, «быть ни как все» в социальном плане и, последнее, обладать нестандартным, т.е. нерутинным поведением.

Триггеры:

а) Искра (вспышка) – это помощники мотиватора подталкивающие к действию (текст, картинка, видеоролик и т.д.);

б) Проводник (фасилитатор) когда есть мотивации, но не достаточна способность – «цель - вызвать поведение, одновременно облегчая его выполнение»[15]. Т.е. поспособствовать поведению одновременно убирая / уменьшая барьеры для его выполнении; в предыдущем разделе этой цели соответствует понятие «прайминг».

в) Сигнал – когда есть и мотивация и способность, это всего лишь способ напоминания (например, запись в еженедельнике).

В дальнейшем, на практике, вместо инициаторов (Triggers) Фогг употребляет «подсказки» (Prompts), но суть остаётся прежней. Наиболее релевантный пример, это push-уведомления.

В итоге, как утверждает Фогг, если все три составляющие – Мотивация, Возможность и Инициатор задействуются одновременно, то это приводит к заданному действию.

Ключевым элементом этой модели оказывается – инициатор (триггер, подсказка), именно он является связующим звеном возможности исполнения целевого или заданного действия. Также он является ключевым элементом теории подталкивания (Nudge Unit).

Наибольшее влияние FBM оказала, чем создатель пафосно гордился, на появление кнопок одобрения в соцсетях. Сначала в 2009 Facebook* добавили «Like», затем в Twitter* сделали кнопку «Retweet». В 2012 функция «Поделиться» стала доступна пользователям сети Facebook и на коммуникаторах (smartphones). Можно сказать, что с этого момента компьютеры породили новую отрасль изучения – каптологию (captology), убеждение при помощи компьютерных технологий, тоже термин Фогга.

* - запрещенные в России экстремистские организации.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Источники

[1] Скрутон Р. Дураки, мошенники и поджигатели: Мыслители новых левых. М.: Изд.дом ВШЭ, 2021. – С. 309

[2] Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. – С. 186

[3] Там же, С. 190

[4] Там же, С. 193

[5]Cognitive Warfare: The Future of Cognitive Dominance (NATO Symposium, march 2022)

https://www.innovationhub-act.org/sites/default/files/2022-03/Cognitive%20Warfare%20Symposium%20-%20ENSC%20-%20March%202022%20Publication.pdf

[6] Нежданов И.Ю. Технологии информационных войн в интернете

[7] Мемология как способ экспликации интернет-идеологии: методология декомпозиции политического интернет-мема https://cmd-journal.hse.ru/article/view/13342

[8] The Psychology of (Dis)information: A Primer on Key Psychological Mechanisms https://www.cna.org/CNA_files/PDF/The%20Psychology-of-(Dis)information-A-Primer-on-Key-Psychological-Mechanisms.pdf

[9] Руденко А.М. Основы риторики: учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2016 – С. 257-259

[10] Розин В. Семиотические исследования, М.: Пер Сэ; СПб.: Университетская книга, 2001. - С. 237-240

[11] Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства, М.: Оперант, 2015, - С. 126

[12] Талер Р., Санстейн К. Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье, М.: Манн, Иванов и Фербер, - 2017 г.

[13] Fogg BJ. (2009) A behavior model for persuasive design https://doi.org/10.1145/1541948.1541999

[14]Там же.

[15]Там же.