Отклонения в развитии также многообразны и весьма вариативны. Природа необыкновенной множественности нарушений в развитии кроется, прежде всего, в многообразии самих причин, способных вызвать эти нарушения. Кроме того, психика и, соответственно, процесс ее развития имеют бесконечное количество сторон и свойств, каждое из которых может быть нарушено. Пересечение и взаимодействие этих 2-ух бесконечных рядов и дают множество вариантов отклонений в развитии, как уже описанных, так еще и неизвестных.
В силу этого возникает острая проблема внести определенный порядок в это многообразие. Именно поэтому не случайно в специальной психологии существовало и существует немало разных классификаций отклонений в развитии, и попытки создания новых, более совершенных, не прекращаются и поныне.
Классификация по признаку времени возникновения нарушения
Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять:
- Признак времени возникновения нарушения
Тогда мы должны выделить 2-е большие группы дизонтогенеза: - Врожденные нарушения.
Наследственные нарушения всегда врожденны,
но не все врожденные являются наследственными. - Приобретенные нарушения.
Рано приобретенные;
Поздно приобретенные.
Возрастная граница между ними может быть разной.
Классификация по свойству обратимости возникающих нарушений
Мы можем воспользоваться другим критерием, в качестве которого возьмем свойство обратимости возникающих нарушений.
В этом случае мы вправе выделить 3 группы дизонтогенеза:
- Обратимые,
- Необратимые,
- Частично обратимые.
Тут же отметим, что разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой «не стыковаться» или трудно соотноситься. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что разные классификации создаются для совершенно различных целей — исследовательских и практических.
Классификация по этиологическому фактору нарушения (причина)
Продолжая говорить о типах классификации, необходимо упомянуть о таких ее разновидностях, где в качестве основного критерия используется этиологический фактор, — главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.
Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода
выделение 2-ух больших групп нарушений в развитии.
Одна из них обозначается термином ретардация,
под которым понимается замедление,
отставание психического развития любого происхождения.
Выделяются 2 разновидности ретардации:
- Ретардация
Общая (тотальная)
Частичная (парциальная).
Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония, представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание:
- Асинхрония
неравномерность в развитии (гетерохронность),
как вполне нормального его свойства,
несвоевременность формирования
тех или иных психических функций и сторон психики.
Классификация по основным критериям нарушения развития
Несложно понять, что в качестве основополагающих критериев в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формирования разных сторон психической деятельности
Выделяя разные стороны психического функционирования, мы тем самым получаем определенные критерии для классификаций отклонений от нормального развития. Так, можно говорить о регуляторных и исполнительских функциях психики и, соответственно, о преимущественных нарушениях в той и другой сферах.
Эмпирические практикоориентированные классификации
Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практикоориентированные классификации, в основу которых укладывается не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки, которые группируются по степени сходства. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):
- Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.
- Дети с задержкой психического развития.
- Дети с астеническими, реактивными состояниями
и конфликтными переживаниями. - Дети с психопатическими
психопатоподобными формами поведения. - Умственно отсталые дети.
- Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.
Нетрудно заметить отсутствие единого или единых критериев в образовании групп, что вполне типично для эмпирических классификаций.
В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.
- Психическое недоразвитие.
- Задержанное развитие.
- Поврежденное развитие.
- Дефицитарное развитие.
- Искаженное развитие.
- Дисгармоническое развитие.
В науке не всегда есть необходимость создавать абсолютно новую классификацию. Иногда продуктивнее бывает изменить, расширить, уточнить уже созданную и существующую классификацию. Примером последнего может служить предпринятая Н. Я. Семаго и М. М. Семаго попытка дальнейшего развития выше приведенной классификации В. В. Лебединского.