Найти тему
Шпионские страсти

Трое отдыхающих и засада

1924 год

Болгария

В августе болгарский коммунист Иван Винаров в очередной раз совершал рейд к берегам Болгарии из Севастополя. На двух шаландах везли оружие боевым группам и отрядам Болгарской коммунистической партии (сокр.: БКП), чей военный комитет готовил очередное вооружённое восстание. Вышли на двух шаландах. По прежнему экипажи были из турок. Старшим на шаландах был пожилой турок Зекерия, исходивший с нелегальными грузами Чёрное море вдоль и поперек.

В связи с происшествием в заливе Пашедере во время июльского рейда (смотри публикацию «Успели») было решено плыть в Несебирский залив, расположенный недалеко от болгарского города Бургас.

С первого же дня плавания начались неприятности.

Шаланды шли под парусами, когда внезапно налетел шторм. Шаланды отнесло к побережью Турции. Чтобы не потонуть пришлось искать первый попавшийся порт, в котором можно было переждать шторм. Сильно переживали, что турецкие власти могут прислать на шаланды таможенников досмотреть груз. Решили при малейшей угрозе подобного досмотра утопить груз в море. Однако, к счастью, пронесло. Порт оказался забит мелкими судами, как турецкими, так и иностранными, которые укрылись в бухте порта от шторма. Потому прибывшие шаланды никого не заинтересовали.

Переждав шторм, ушли в открытое море.

Ночью обошли Бургасский залив, Поморье, Несебир. В полночь подошли к северному Несебирскому заливу - пустынному и безлюдному месту. Здесь их уже ждали члены Бургасской боевой организации БКП. Подали условный знак фонариком. Шаланды направились к берегу. Христо Генчев на шлюпке подошел к берегу, убедился что свои. После этого Иван Винаров, Христо Генчев, Гриша Салнинь с помощью турецких моряков начали разгружать малую шаланду. Ящики с оружием доставляли на берег, где местные товарищи из Бургаса складировали его в заранее подготовленном тайнике в соседних горах. Ящиков было много. Потому за ночь успели разгрузить лишь одну шаланду. Выгруженное на берег оружие также не успели всёдоставить в тайник, а потому несколько ящиков спрятали в зарослях кустарника недалеко от берега. Условились прочее разгрузить в следующую ночь. Перед самым рассветом обе шаланды ушли в открытое море. Местные товарищи также расположились отдыхать в горах, подальше от берега.

Днем вдоль побережья Несебирского залива шли три парня, отдыхающих из Несебира. Они случайно наткнулись на ящики в кустах. Решили, что это груз, спрятанный контрабандистами. Известили пограничников. Те вскрыли ящики. Известили морскую полицию.

Современный болгарский Несебыр. Рельеф, конечно, мог меняться. Но гор, как видим, нет. Скорее всего какие-то пещеры или развалины старой крепости служили тайником. Не очень удачное место для тайников и операций с контрабандой на мой взгляд.
Современный болгарский Несебыр. Рельеф, конечно, мог меняться. Но гор, как видим, нет. Скорее всего какие-то пещеры или развалины старой крепости служили тайником. Не очень удачное место для тайников и операций с контрабандой на мой взгляд.

Было устроено три засады. Одна у ящиков с оружием. Вторая - на северном берегу, третья - на южном берегу Несебирского залива.

Первыми попались местные товарищи. Когда с наступлением темноты они пришли за ящиками, их без особого шума повязали. Следующим в засаду угодил Христо Генчев, который на своей лодке в компании моряка турка подошёл к берегу с очередной партией оружия. Их также взяли. Начали ждать следующую лодку, а она не появлялась. Иван Винаров не отправил её, ожидая подтверждения от Генчева, что на берегу всё благополучно. Подтверждения не было. Вместо него с обоих берегов начались залпы из винтовок. Это морская полиция и пограничники, которым надоело ждать, открыли огонь по шаландам. Это был также сигнал морскому катеру пограничников, подошедшему к заливу, что пора брать экипажи шаланд. Однако, пограничники не знали, что на носу и корме большой шаланды стоят пулеметы. А потому, когда Иван Винаров начал обстреливать из пулемёта те места берега откуда стреляли пограничники, экипаж пограничного катера (на вооружении экипажа которого были только винтовки, ну и по сути этот катер - та же шаланда, только чуть быстроходнее) не рискнул идти к шаландам. Шаланды же развернулись и ушли в открытое море. Далее пошли на Севастополь.

Иван Винаров
Иван Винаров

В этот день болгарские пограничники захватили один пулемет «Шварц-Лозе», восемь пулеметов»Льюис», 95 винтовок «Манлихер», 14 автоматических французских винтовок, 150 наганов, 879 французских гранат, около 80.000 патронов.

В марте 1925 года тридцать человек, задержанных в тот день на берегу, получили большие сроки заключения. Иван Винаров и Гриша Салнинь были осуждены заочно.

(Источник: И. Винаров).