Мистерия или сновидение: премьера спектакля «Логос» в театре «На досках»

297 прочитали
В Московском театре «На досках» премьерой сезона стал спектакль «Логос».

В Московском театре «На досках» премьерой сезона стал спектакль «Логос». Это авторская работа Сергея Кургиняна, который россиянам больше известен как политолог и постоянный гость ведущих ток-шоу на телевидении.

Недалеко от патриарших

Театр «На досках» найти непросто. Создаётся ощущение, что в этом театре не хотят, чтобы его мог найти любой. Буквально в трёх минутах ходьбы от Патриарших прудов — неприметный закуток на Вспольном переулке. Высокие металлические ворота, обычный оранжевый с белым шлагбаум, да небольшое чёрное крыльцо с массивными дверями. Только небольшая афиша на стене рядом с крыльцом подтверждает, что навигатор не ошибся. На афише — тоже чёрной — красными буквами — название спектакля: «Логос».

На входе бдительная охрана сверяется со списком: «На досках» — театр небольшой, зал всего на полторы сотни мест. Поэтому на каждый спектакль принято записываться заранее. Впрочем, как нам объяснили, это давняя традиция.

Немного о традициях

Традиций у театра «На досках», кстати, немало. Одна из них — вводное слово перед началом спектакля. Режиссёр Сергей Кургинян размеренным голосом рассказывает об особенностях действа, с которым столкнутся зрители в ближайшие часы. Это, действительно, необходимо.

Во-первых, «На досках» — это авангардный театр. Постановки очень сильно отличаются от того, к чему привык столичный театрал. Декорации минималистичны, костюмы актёров почти одинаковы: рубахи и брюки у мужчин, просторные платья «в пол» у женщин. Основной цвет того и другого — чёрный. Сцена, её стены тоже чёрные. Для контраста лишь некоторые элементы — белые. И совсем уж редко, исключительно для акцента,встречаются ярко-красные детали.

В театре всё сделано для того, чтобы отсечь даже намёки на мишуру и оформительство и заставить зрителя концентрироваться именно на игре актёров и смыслах, которые они транслируют. Чтобы уследить за ходом действия, приходится «шевелить мозгами» (и душой) и в целом включаться. Режиссер настоятельно советует воспринимать происходящее на сцене не как ребус, но как сновидение. «Дать волю» своей внутренней жизни.

   Фото: пресс-служба театра
Фото: пресс-служба театра

Несколько десятков артистов

Ещё одна вещь, на которой акцентирует внимание режиссер — это актёры, которых в постановке участвует более двух десятков. Только трое из них — профессионалы, прошедшие долгую многолетнюю подготовку. Остальные — студийцы, которые, однако, и выступают в главных ролях. Все они прошли специальную подготовку по программе, разработанной Кургиняном, в поселении-коммуне, которое находится в Костромской области.

В обычной жизни эти студийцы — работники деревообрабатывающего производства и одновременно сотрудники крупного информагентства. Как утверждает Кургинян, переключение между физическим трудом, интеллектуальной работой и творческим поиском позволяет достичь результата, который видят зрители.

Спектакль «Логос» — премьера сезона. В месяц, как правило, не больше пары показов. В декабре — прошли на прошлой неделе.

Некоторые нестыковки, характерные для любой премьеры, случились уже на первых минутах. В голове корреспондента уже начали складываться ехидно-саркастические комментарии: похоже, всё-таки, не удалась режиссёру-экспериментатору сделать актёров из непрофессионалов!

Но ритмичные пластические композиции очень скоро полностью захватили внимание. И, что самое поразительное, актёры за счёт такой работы почти сразу преодолели премьерную неуверенность. И дальше уже с трудом можно было понять, где начинающие студийцы, а где — профессионалы с многолетним стажем.

Три часа все 22 актёра постоянно находились на сцене, ведя непрерывный «танец спектакля» и удерживая напряжение. И все три часа эмоциональные волны прокатывались по залу с уверенностью прибоя, добивая до самого последнего ряда, где и сидел корреспондент, вжавшись в кресло.

Один подарок

Было бы наивно утверждать, что удалось понять всю сложность «Логоса». Необходимо признать, ощущение лёгкой ошарашенности оставалось ещё долгое время после того, как отзвучали долгие аплодисменты.

И здесь надо упомянуть еще об одной традиции театра «На досках» — беседес режиссёром после того, как спектакль отыгран. Сергей Кургинян отвечаетна все вопросы зрителей, и если удаётся не свалиться в обсуждение политики, оставшись в поле образов и смыслов, то режиссёр считает это настоящим подарком.