Найти тему
Росбанк

Ослабление рубля продолжилось

С конца прошлой пятницы рубль уже потерял 6.7% против доллара США, 6.1% против евро и 6.8% против юаня. Во вторник темпы коррекции снизились, однако текущая ситуация в шаге от «психологических» отметок выглядит временной, поэтому вопросы лишь в том, что мы наблюдаем. Это устойчивая коррекция или временный эпизод? Будет ли остановка и разворот тренда? Ответ на вопрос мы узнаем лишь на практике, однако мы можем выдвинуть ряд гипотез, резонанс в которых может вызывать подобную турбулентность.

«Арифметическая» гипотеза – в текущих условиях функционирования российского валютного рынка и предполагаемых бюджетных проблем естественной может казаться идея таргетирования участниками рынка рублевой цены Urals, заложенной в бюджет на 2023 год. В цифрах это 4787 руб. за баррель ($70.1/барр., 68.3 рубля за доллар США), что при консолидации Urals вблизи потолка $60/барр. соответствует 81.3 рубля за доллар США в среднем в 2023 году. Плюс гипотезы в том, что позволяет моментально определить «равновесие», однако минусов намного больше. В частности, подход наивно сжимает формат курсообразования: игнорируется накопленный запас валютной ликвидности и профицит текущего счета, распределение налоговых платежей и госрасходов во времени, а также опускается целевая функция валютных накоплений.

«Поведенческая» гипотеза как правило является одной из причин роста волатильности, так как нарушаются (или ограничиваются) средние темпы продажи валют со стороны экспортных компаний, а спрос, напротив, демонстрирует всплеск на фоне отклонения курсов от ожиданий и прогнозов. В теории есть достаточное количество моделей, характеризующих подобную ситуацию – их общим знаменателем является появление провала рынка. Это является плюсом гипотезы, так как позволяет оценить моментальное равновесие в зависимости от краткосрочных показателей валютной ликвидности, поступающей и утекающей с рынка. Однако недостатки – это сложности с оценкой микро данных во времени, игнорирование фундаментальных параметров (состояние платежного баланса) и большое влияние «психологических» факторов (спонтанность решений при росте волатильности).

Третья гипотеза – «фундаментальная» – ориентирована на ожидания предстоящей динамики платежного баланса. В условиях турбулентности экспортных объемов продажи нефти и газа, а также коррекции цен на сырье формируются ожидания ухудшения платежного баланса (дальнейшее сжатие профицитов текущего счета и торгового баланса), которые при условии восстановления импорта и спроса на валюту со стороны импортеров, населения и корпораций могут в перспективе привести к дефициту валюты. Ее сильной стороной является более комплексный учет факторов притока и оттока валюты в обозримом будущем, меняющуюся структуру экономики, а также учет установленного режима контроля за движением капитала, а слабой – пространство для ошибки в оценках фундаментальных показателей, а также отсутствие явных связей с первыми двумя гипотезами и предпосылок о потенциальных провалах рынка. Фундаментальная гипотеза позволяет оценить модельный равновесный курс рубля, отклонение рынка от которого может оказаться довольно длительным.

Если вернуться к логике наших прогнозов, то модельный курс на 2023 год указывает на сходимость с уровнями 62-63 рубля за доллар США. Небольшую коррекцию (2-3 рубля) в него вносит возросший риск снижения экспортных доходов в декабре 2022 – феврале 2023 гг в связи с вступлением в силу санкций ЕС на покупку нефти и нефтепродуктов.

Остальное может приходиться на «провалы» рынка в связи с перераспределением предложения и валюты во времени – их выравнивание может реализоваться вблизи налоговых дат, но растянуться на 2-4 недели в связи с предстоящими новогодними праздниками, в преддверии которых участники рынка как правило предпочитают накапливать запас валюты для хеджирования геополитических рисков.

Однако, вспоминая сентябрьскую волатильность на фоне санкционных рисков, подобная стратегия также не выглядит гарантированной.

Еще больше обзоров в нашем Telegram-канале.

*Настоящий обзор предназначен исключительно для информационных целей. Любое предоставление ПАО РОСБАНК («Банк») информации в рамках данного обзора не должно рассматриваться как предоставление неполной или недостоверной информации, в том числе как умолчание или заверение об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения сделок, или как обязательство заключить сделки на условиях, изложенных в данном обзоре, или как оферта, если иное прямо не указано в данном обзоре. Банк не несет ответственности за убытки (реальный ущерб и/или упущенную выгоду) от использования настоящего обзора и/или содержащейся в нем информации. Все права на обзор принадлежат Банку, и содержащаяся в нем информация не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения Банка. Любая информация (включая информацию о валютных курсах, индексах, ценах на различные базисные активы и т.д.), указанная в настоящем обзоре, является индикативной (примерной) и может быть в любое время изменена, в том числе в результате изменения рыночных условий. Информация о валютных курсах, индексах, ценах на различные базисные активы и т.д. приведена на основании данных, полученных Банком из внешних источников. Банк не гарантирует правильность, точность, полноту или релевантность информации, полученной из внешних источников, несмотря на то что эти источники разумно оцениваются Банком как достоверные. Настоящий обзор ни при каких обстоятельствах не представляет собой консультацию или индивидуальную инвестиционную рекомендацию. Финансовые инструменты, сделки или операции, упомянутые в настоящем обзоре, могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В настоящем обзоре не принимаются во внимание ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Перед заключением какой-либо сделки с финансовым инструментом или инвестиций в финансовый инструмент вам следует провести свою собственную оценку финансового инструмента; его соответствия вашим инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска; его преимуществ, в особенности его налогообложения, не полагаясь исключительно на предоставленную вам информацию, путем получения юридических, налоговых, финансовых, бухгалтерских и иных профессиональных консультаций с тем, чтобы убедиться, что финансовый инструмент вам подходит. Банк не несет ответственности за ваши возможные убытки как инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в настоящем обзоре. Ваша ответственность, в том числе, состоит в том, чтобы определить, уполномочены ли вы заключать сделки с либо инвестировать в какие-либо финансовые инструменты.