("Пиноккио Гильермо дель Торо", Guillermo del Toro's Pinocchio, 2022, США)
Что тут скажешь: носатые деревянные монстры всё-таки победили.
А именно: восемь лет они раз за разом атаковали меня с больших и малых экранов, и все эти годы я успешно от них отбивался. Вплоть до сегодняшнего дня, когда они наконец-то бросили в бой свою тяжелую артиллерию.
Началось всё в 2014-м с разведки боем. То есть с корейского сериала "Пиноккио", на чью аннотацию я обратил внимание лишь потому, что... никакого Пиноккио там не было. После чего махнул рукой и благополучно про него забыл.
И не вспоминал это имя, пока в 2019-м не вышел "Пиноккио" от неулыбчивого итальянца Маттео Гарроне ("Гоморра", "Догмэн"). Что выглядело уже гораздо инригующе, но я вновь не поддался на происки зарубежного "буратинизма", обойдя ленту Гарроне стороной.
Что ж, тогда мировая пиноккио-закулиса изобрела вусмерть коварный план: натравила на меня в прошлом году врага внутреннего - некоего Василия Ровенского с его полнометражным мультиком "Пиноккио. Правдивая история". Но и тут жестоко просчиталась, ведь подсовывать мне российский мультик, всё равно, что угощать язвенника ведром аджики - от одного только вида "сразу нет три раза".
И всё-таки пиноккийцы не сдавались, решив выбросить на стол два своих последних мощных козыря, да еще практически одновременно...
Первым козырем пиноккийцев стал сентябрьский артналет на мою оборону самим Робертом Земекисом (в представлении не нуждается) и его "Пиноккио". И кабы это был Земекис эпохи "Форреста Гампа" и "Изгоя" - или хотя бы "Экипажа" и "Прогулки", - тут бы я, конечно, выбросил белый флаг. Однако до моих позиций долетел уже "отсыревший" Земекис времен "Союзников" и "Ведьм". Поэтому, отсмотрев минут десять его новой ленты, я понял, что Том Хэнкс в роли "папокарлы" - это совсем не смешная шутка, и выключил сие унылое безобразие.
И вот тогда-то пиноккийцы, завопив "Банзай!", нажали на красную кнопку и пульнули по моим бастионам термоядерным дядюшкой Гильермо дель Торо. Да еще в формате "мульта", что для него пусть и не в новинку, но полнометражных анимационных работ он раньше на большом киноэкране вроде бы не режиссировал.
А зная, какие он любит делать вычурно-суровые сказки, посмотреть, в какой высокохудожественный мрачняк он превратил "Пиноккио", уже было неслабой интригой.
Пришлось смотреть, куда деваться-то? Тем более, что предыдущая работа Гильермо "Аллея кошмаров" оставила исключительно приятное воспоминание. Хотя я и выразил тогда надежду, что он продолжит снимать именно такие взрослые фильмы, а не сказки для окончательно взрослых детей.
Надежда, как видим, не оправдалась.
Да, собственно, и пофиг. Всё равно ведь интересно узнать, что там опять нагородил на экране самый крутой фантазер среди мексиканцев.
И каков вердикт?
Да простой: никаких сюрпризов, ни восторгающих, ни разочаровывающих. Что в случае дель Торо, пожалуй, самый оптимальный итог, поскольку и планку качества он не уронил, и палку "вычурности" не перегнул.
Короче говоря - порадовал. Примерно так, как это делают третий год кряду те же создатели "Любви. Смерти. Роботов". Разве что, в отличие от них, Гильермо не столь кровожаден и "отформатировал" сказку про Пиноккио Коллоди в духе другой знаменитой итальянской сказки - "Чиполлино" Родари. То бишь снял этакую военно-политическую сатиру для умных детишек и глупых взрослых. Тех, кому надо разжевывать подобные элементарные вещи "сказочным" языком, раз иного не понимают.
Впрочем, о сюжете дель-торова "Буратино" я распространяться не буду. Просто замечу, что ключевых персонажей Коллоди (даже кролики с гробиком не забыты) и многие сюжетные ходы Гильермо старательно у себя изобразил. Так же, как, ясен пень, и отсебятины понагнал, - но с любовью и с уважением к первоисточнику. Чье время действия он, правда, тоже перебросил на полвека вперед - в Италию сначала времен Первой мировой войны (завязка), а затем на 12 лет позже, в эпоху правления Муссолини. Со множеством атрибутов этих двух эпох, включая религиозные и милитаристские. А также с традиционным для Гильермо, "недетским" драматизмом ряда сцен, хотя официально возрастной рейтинг фильма вполне безобиден - "6+".
***
В общем, как всегда крутая и мрачная "фэнтезюха" от Гильермо дель Торо. Разве что на сей раз она стилизована под кукольный мультфильм, даром что по факту это современная компьютерная графика - но выглядит все равно оригинально и забавно. Только с частотой кадров всё малость непонятно: то анимация здесь работает "дергано", как ей и положено при "кукольных" съемках, то вновь "по-цифровому" плавно. Хотя, вероятно, так и было задумано, просто это я не "врубился в фишку".
Иными словами, ищите, берите и смотрите. Ибо не найти, не взять и не посмотреть очередное творение дель Торо, номинированное на целый самосвал наград (а кое-какие им уже выиграны) - такой поступок с вашей стороны будет выглядеть в высшей степени странным, эт-точно.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 6+):