(The Witches, 2020, США)
Вы правы: уж коли драть розгами отечественную бестолочь по имени "Вратарь галактики", то и мимо и забугорной эпик-фейловщины "типа для детей и подростков" проходить негоже. Тем более вот она, буквально под рукой, даже в Интернет углубляться не надо. Разве что...
...Ну да - нашу-то снимала режиссёрская звезда российского масштаба и спрос с неё невелик. А в "Ведьмах" зашкварился, ни много ни мало, сам творец "Назад в будущее 1-2-3", "Форреста Гампа" и "Изгоя", Роберт Земекис.
И не он один! В продюсерах фильма кряхтят тоже не последние величины: Альфонсо Куарон и Гильермо дель Торо. Да и среди актёров переминаются с ноги на ногу узнаваемые Энн Хэтэуэй, Стэнли Туччи и Октавия Спенсер. Плюс ко всему сняты "Ведьмы" по роману знаменитого Роальда Даля ("Чарли и шоколадная фабрика") и вдобавок являются... римейком одноименной ленты 1989 года с Анжеликой Хьюстон.
Короче говоря, ничто ничего не предвещало, и вот опять!
Оригинальную книгу Даля я не читал, однако, полагаю, что в ней есть внутренняя логика происходящего, ибо как иначе-то? Даже с учётом фэнтезийности сюжета и сопливости главного героя, пацанчика по имени... хм... Hero Boy? Ну пусть так, главное, с русским акцентом это не произносите.
У Земекиса же мы наблюдаем лишь за чередой немотивированных действий в стиле "Патамушта!" и случайных совпадений типа "Мы едва о вас подумали, а вы тут как тут!".
Зачем верховная лига ведьм намерена заманить всех детей в мире в свои конфетные лавки, затем превратить их в мышей, а потом убить? Только потому что от них, по ведьминому мнению, плохо пахнет? Так почему бы их не убить гораздо проще, какой-нибудь болезнью - зачем все эти дурацкие многоходовочки?
И откуда вдруг Бабуля Hero Boy'я хорошо разбирается в природе ведьм? Кто преподал ей эту науку? В детстве она была самой обычной девчонкой, в Хогвартсе не училась. А что стало с её болезнью? Весь фильм Бабуля тяжко кашляла, надумывая помирать, а потом - опа! - как рукой сняло безо всяких лекарств и заклинаний.
А родители мальчика Бруно? Узнав, что он стал говорящей мышью, они лишь пожали плечами и тупо забыли о нём, хотя доселе были приличными мамой и папой.
Про то, как вообще и они, и Бабуля объяснили исчезновение своих детей полиции (спойлер - никак, блин!), и не говорю. Как и о том, что на виду у целого скопления народа творится форменный магический п***ц, люди взлетают и испаряются в воздухе, а свидетели, обычные граждане, лишь сидят и глазами хлопают: ненуачо, "офигенно девки пляшут по четыре штуки в ряд"!
Повторяю: в любой, даже самой волшебной сказке, должна быть элементарная логика происходящего. Это азы драматургии, даже народной.
Баба Яга суёт в печь Иванушку, потому что хочет его съесть.
Соловей-разбойник свистит, потому что это его тактика оглушения жертв.
Кащей защищает свою смерть таким многоуровневым "шифром", что ни одной логикой его не вскрыть - надо знать все компоненты шифра и их последовательность.
Карета в 00 часов превращается в тыкву, потому что так написано в её магической инструкции по эксплуатации, о чем Золушка и читатель сказки оповещены заранее, а не постфактум.
В "Ведьмах" же подобной "объясниловкой", даже в контексте событий, никто себя не утруждает - ай, да пофиг, поменьше думайте, хавайте, что дают, и не жужжите.
Хотя поначалу кино ещё пытается выстраивать сюжет, равняясь на умное слово "драматургия".
Вот над 12-летним Hero Boy'ем, чьи родители погибли в автокатастрофе, берет опекунство добрая, но строгая Бабуля (Октавия Спенсер). А вот пацана в магазине пугает какая-то зловещая полупризрачная тётка - "то ли девочка, а то ли виденье". А вот она же налагает на Бабулю проклятье и та начинает кашлять. После чего читает внучку лекцию о ведьмах и увозит его из дома, где стало небезопасно, в э-э-э...
В элитный отель?
Точняк!
Ведь там у Бабули работает знакомый, который по блату (!) заселяет её и Hero Boy'я в... каморку для швабр? Ага, щазз! А дорогущий многокомнатный номер с террасой и видом на море не хотите ли?
Блин, а чо, так тоже можно было?! Всё, я побёг звонить знакомой горничной в Marriott - пусть тоже устроит мне на выходные люкс. Можно даже без бара, так и быть, за выпивкой буду в "Пятёрочку" ходить.
После столь мощного "фантастического допущения" уже не удивляешься тому, что из всех элитных отелей Америки Верховная Ведьма (Энн Хэтэуэй) выбрала именно этот для очередного шабаша со своими товарками. И заселилась - тоже чисто случайно! - аккурат под номером Бабули и Hero Boy'я.
Ну а дальше - всё...
...В смысле, а дальше всё перерастает в незатыкаемый поток рафинированной шизофрении. Да ещё с дико и халтурно переигрывающей Энн Хэтэуэй! Воистину, в те минуты, когда она перестаёт кривляться, испытываешь едва ли не физическое облегчение.
Что-что? Просто она - экспрессивная злодейка, говорите? Да, только вот экспрессия экспрессии рознь. И если покойный Хит Леджер вошёл в историю своим гениальным исполнением роли "экспрессивного злодея" Джокера ("Тёмный рыцарь") и Оскаром за неё, то Верховную Ведьму Хэтэуэй, чую, неизбежно номинируют на Золотую Малину. Ведь такие "старания" тоже не должны оставаться без награды - зря, что ли, зритель мучительно скрипел зубами, глядя на весь этот цирк с говорящими мышами?
***
В общем, искренне, беспощадно и удручающе жаль!
От кого-кого, но конкретно от Земекиса, снявшего одно из культовых подростковых кино в истории (трилогия "Назад в будущее"), я такой подставы не ожидал. Хотя и не сомневаюсь, что вскорости Роберт блестяще реабилитируется. Ибо кинотворцы с его опытом как правило выходят из творческих заносов с минимальными потерями и не растеряв доверия ни зрителей, ни продюсеров.