Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Лабиринт Фавна

Оглавление

(2006, Испания)

Какая же суровая сказка без злого отчима маленькой героини? Немудрено, что в истории у Гильермо дель Торо главный злодей стал вдобавок фашистом. Ну хоть не фашистом-педофилом, и на том спасибо.
Какая же суровая сказка без злого отчима маленькой героини? Немудрено, что в истории у Гильермо дель Торо главный злодей стал вдобавок фашистом. Ну хоть не фашистом-педофилом, и на том спасибо.

Занятный, хотя и не смешной факт: на родине режиссера Гильермо дель Торо, в Мексике, наивные прокатчики аж целую неделю крутили "Лабиринт Фавна" в кинотеатрах под видом детского фильма. Иными словами, до тех пор, пока число поседевших, заикающихся и писающихся по ночам детишек не выросло в стране настолько, что пришлось бить тревогу, срывать все старые афиши и наклеивать новые. Такие, которые уже запрещали водить на просмотр этого кино зрителей младше 16 лет.
Да-да, вот такой коварный этот дель Торо, который даже при работе с голливудской попсой ("Блэйд 2", "Хэллбой 1-2", "Тихокеанский рубеж",
"Форма воды") делает ее ни на что не похожей, наполненной яркими сюжетными находками и выкрутасами. Ну а когда Гильермо снимает кино уже чисто в своё удовольствие ("Хребет дьявола", "Багровый пик", "Лабиринт Фавна"), тут он и вовсе отжигает по полной. И часто устраивает доверчивым зрителям очень даже злые провокации, наподобие той, что описана абзацем выше.
Надо заметить, что "Лабиринт Фавна" и в самом деле поначалу умело прикидывается детским фильмом. Даже когда зритель видит карателей в фашистской форме (на самом деле в форме солдат диктатуры Франко, но не суть важно), он не особо напрягается. И правда, с чего бы ему беспокоиться - какие время и место отображены на экране, такие в этой истории и злодеи. Наверняка по законам подобного рода фильмов в конце все эти плохие люди отправятся под суд. Или же раскаются в своих грехах и станут помогать партизанам, с которыми прежде воевали.
Однако не тут-то было! Когда наряду с фэнтези в духе "Алисы в стране Чудес" в картине начинают происходить уже всамделишные членовредительства и литься отнюдь не детская кровища, лишь тогда до зрителя доходит, что за сюрприз подсунул ему коварно хихикающий дель Торо. И что дальше, скорее всего, всё будет хуже и хуже, пока в итоге Гильермо не шандарахнет зрителя по башке нокаутирующей развязкой. Поле чего оставит его, пришибленного, сидеть вжатым в кресло, читать финальные титры и офигевать от всего увиденного.

Как гласит пословица, новый друг, он всегда хуже старого. Впрочем, поскольку старых друзей у Офелии в этой истории нет, мы не можем делать выводы о том, хорош или плох ее новый приятель-страхолюдина.
Как гласит пословица, новый друг, он всегда хуже старого. Впрочем, поскольку старых друзей у Офелии в этой истории нет, мы не можем делать выводы о том, хорош или плох ее новый приятель-страхолюдина.

Всё верно, именно так и случится в "Лабиринте Фавна", истории про девочку Офелию, ненавистную падчерицу капитана франкистских карателей Видаля. Жена которого, она же мать Офелии, готовится родить ему долгожданного сына, но всё намекает на то, что роды будут трудными и кто-то их явно не переживет. Вдобавок по округе рыщут партизаны, которые заставляют карателей нервничать, отчего Видаль порой не выдерживает и срывает злобу на тех, кто подвернется ему под руку. Включая и без того несчастных членов его семьи.
Офелии же поначалу на всю эту политику начхать, поскольку она находит неподалеку старинные руины и - вжжух! - попадает в фэнтезийный мир. Ну а там ее новый приятель, дьяблообразный монстр Фавн заявляет ей, что на самом деле она - принцесса, которой желательно до ближайшего полнолуния вернуться к себе на родину, в волшебную страну. Однако, поскольку за одни лишь красивые глазки туда не пускают, в качестве въездной визы Офелии надо пройти три испытания. Само собой не банальную сдачу нормативов ГТО, а таких, которые породила извращенная фантазия дядюшки режиссера фильма. Короче говоря, ни в реальном мире, ни в фэнтезийном Офелии скучать не придется. Как, впрочем, и радоваться. Ведь счастливые дети - не те персонажи, которые интересны садисту дель Торо, любящему устраивать своим малолетним героям безжалостные взрослые гадости.

***

В общем, одна из лучших, если даже не лучшая картина Гильермо дель Торо (по крайней мере, последний его фильм "Форма воды" ей и в подметки не годится, даром что он оторвал в нынешнем году главного Оскара). И одновременно - то редкое кино, которое гарантированно оставит у вас в памяти незабываемый и стойкий осадок. В хорошем смысле слова. Так что не уподобляйтесь наивным мексиканцам - не думайте, что это детский фильм, на котором взрослые будут зевать от скуки. Уж кто-кто, но взрослые на "Лабиринте Фавна" точно не заскучают, тогда как детей к нему лучше и вовсе не подпускать на пушечный выстрел. До тех пор, пока они сами не повзрослеют и здешние свирепости не перестанут вгонять их в шок.

Гильермо дель Торо - едва ли не единственный на сегодняшний день режиссер, чья безумная фантазия способна пугать не на шутку не только детей, но и взрослых.
Гильермо дель Торо - едва ли не единственный на сегодняшний день режиссер, чья безумная фантазия способна пугать не на шутку не только детей, но и взрослых.