"Лучший фильм об итальянской мафии со времен "Крестного отца"!" - захлебывается от любви к "Гоморре" LA Daily News, процитированная крупным шрифтом на российском постере картины... Ой, да ладно! Нет, оно, конечно, впечатляет, когда автора одноименной книги, положенной в основу этого кино, настоящая Каморра (неаполитанская мафия) приговорила к смерти. Врагу не пожелаешь такой рекламы, но как бы то ни было, она сработала. Да и завоеванная фильмом в Каннах "Большая пальмовая ветвь" - тоже увесистое свидетельство его крутизны. Но сравнивать "Гоморру" с "Крестным отцом" Кополы может лишь тот, кто никогда не видел "Крестного отца", и знает о нем лишь то, что он, это... э-э-э... ну вроде бы как фильм про итальянскую мафию, да, я угадал?
Ну да, с этой точки зрения так оно и есть. "Гоморра" - тоже кино про итальянскую мафию. Вот только если искать ей адекватное сравнение, то это будет уж точно не "Крестный отец", а скорее, бразильский "Город бога" (2004), ибо в стилистическом плане оба они сшиты по одним лекалам. Разве что в "Гоморре" все ее несколько историй не пересекаются, а так и остаются отдельными зарисовками из жизни неаполитанцев, тем или иным боком запачканных в криминальной клоаке своего города. Здесь тоже правит бал свирепый реализм во всем, и жесткача в этих историях выше крыши. Но вот сами они, увы, откровенно недожатые в плане художественности. Возможно, в книге всё это читалось куда интереснее, но экранной «Гоморре» не хватает именно киношного драматизма. Вспомните, какие страсти кипели среди малолетней гопоты в "Городе бога". Здесь такого нет и в помине.
Вы ждете чисто итальянскую экспрессию и накал эмоций? Их тоже нет. Все истории тянутся и развиваются меланхолично, не сказать буднично-рутинно. И даже самые яркие моменты в них лишены должной остроты, хотя где-где, а здесь она бы пришлась к месту. Единственная по-настоящему захватывающая линия в фильме: похождения двух малолетних отморозков, фанатеющих от фильма "Лицо со шрамом" и желающих завоевать уважуху местного "положенца". Вот эта история могла бы удостоится даже отдельной картины, которая запросто встала бы вровень с "Городом бога". А все прочие до такого уровня интересности, к несчастью, не дотягивают.
Тем не менее, постоянное переключение с одной истории на другую и всплески насилия поддерживают динамику сюжета, избавляя его от пробуксовок, а неапольская натура придает ему уникальный и запоминающийся колорит.
В общем, по большому счету ничего плохого не скажу - кино хорошее и достойное того, чтобы посмотреть его хотя бы один раз. Но пересматривать "Гоморру" из-за ее нарочито бытовушной простоты и презрения к элементарным драматическим канонам лично меня уже не потянет.