Найти тему
6000 миль до Голливуда

Догмэн

Оглавление

(2018, Италия)

- Ур-ра, Шарик, наконец-то наш любимый дядя Федор приехал!  Теперь мы ещё больше мяса для нашего собачьего питомника запасём!
- Ур-ра, Шарик, наконец-то наш любимый дядя Федор приехал! Теперь мы ещё больше мяса для нашего собачьего питомника запасём!

Любимчик европейских кинокритиков, дважды обладатель Гран-при в Каннах, итальянец Маттео Гарроне выкатил на наш суд свою очередную работу. Само собой, такую же неординарную и "психологичную" , как и остальные, и тоже не обиженную золотыми "пальмовыми веточками". Одну из них вполне заслуженно получил исполнитель главной роли, выразительный коротышка Марчелло Форте. А другую с экзотичным названием "Премия пальмовой собаки" заработали... ну да, кто же ещё - игравшие в "Догмэне" собаки. Которых тут уйма и которые держались перед камерой на диво трогательно и естественно. И впрямь, надо быть совсем уж жестокосердным кинокритиком - или критиком с аллергией на собачью шерсть, - чтобы не отметить их старание и желание не подвести режиссера перед фестивальным жюри.
Равно как знакомая мне
"Гоморра", 2008, (другие фильмы Гарроне у меня нет интереса смотреть), "Догмэн" тоже рассказывает нам про криминальный мир Неаполя, только с иного, весьма непривычного ракурса. И уже не пытается охватить его целиком, от копошащейся на грязном дне бандитской шелупони до птиц высокого криминального полёта. На сей раз мы видим лишь кусочек неаполитанской преступности, на который ежедневно смотрит главный герой "Догмэна" Марчелло - владелец косметического салона и гостиницы для собак из не самого благополучного района; как бы то ни было, собачий сервис востребован и там. Но если бы Марчелло был лишь сторонним наблюдателем здешнего беззакония! Нет, этот скромный и безотказный добряк-коротышка и сам "замазан в теме", храня у себя в тайнике наркоту, а также работая на подхвате у местного бандюгана по имени Симоне́. Причем от второй грязной работенки Марчелло с превеликой бы радостью отказался, тем более, что она и так приносит ему гораздо больше нервотрёпки, чем денег. Да вот незадача: нельзя послать громилу Симоне́ на три знаменитые русские буквы и не огрести после этого целую тонну проблем. Которая, обрушившись на Марчелло, гарантированно раздавит его в лепешку. А ему становиться лепешкой ой как не хочется, ведь у него есть дочь-подросток, нуждающаяся в его заботе. Вот почему он всегда выбирает из двух зол меньшее - житейская тактика, которая покамест его не подводила.

Салон собачьей красоты у Марчелло, конечно, далеко не элитный. Наверное, было бы даже правильнее назвать его собачьим СТО.
Салон собачьей красоты у Марчелло, конечно, далеко не элитный. Наверное, было бы даже правильнее назвать его собачьим СТО.

Впрочем, как вы уже догадались, однажды зыбкая стабильность марчелльного житья-бытья всё равно пойдет коту... или, вернее, псу под хвост. Как ни лавировал мужик между криминалом, легальным бизнесом и любовью к дочери, криминал в итоге "отжал" его себе с потрохами. Симоне́ - друг, которого врагу не пожелаешь, - и раньше вытирал о коротышку-собачника ноги, а тут подставил его столь нагло и конкретно, что даже такой миролюбивый и тихий мужик, как Марчелло, офигел и напрягся. Ну а когда выкарабкался из той выгребной ямы (в фигуральном смысле слова), в которой едва не утопил его Симоне́, то призадумался над смыслом своей дальнейшей жизни в лучших традициях Достоевского. Или же в духе поговорки про тихий омут и чертей - кому как угодно. А к каким выводам в конце концов пришёл Марчелло, это вы увидите в последней трети фильма. Который по меркам Гарроне получился все же коротковатым - полтора часа в сравнении с привычными для Маттео двумя с гаком, - хотя для такой мелкомасштабной местечковой драмы большего и не надо.
Разве что сам финал Гарроне смастерил в лучших европейских кинотрадициях: пускай и со смыслом, но вяленький и скучный. К счастью, он не затянут и кино закончится до того, как вы заскрежещете зубами от раздражения. Поэтому и итоговые впечатления от "Догмэна" остаются в целом приятные и не испорченные.

Двуногие псы в этом фильме гораздо менее приятные герои, нежели четвероногие.
Двуногие псы в этом фильме гораздо менее приятные герои, нежели четвероногие.

***

В общем, если при словосочетании "криминальное кино + собаки" у вас в голове сразу вспыхивают названия знаменитой картины Иньярриту "Сука-любовь" и менее знаменитого "Общака" М. Роскама, то теперь под ними всегда будет загораться "Догмэн" Гарроне. Конечно, в том случае, если вам захочется глядеть эту нетипичную драму с нетипичным главным героем. Однако смею вас заверить: уж на что я обычно не жалую фестивальное европейское кино, но здесь не нашел никакой мутной арт-хаусности и прочего выпендрёжа, адресованного высоколобым ценителям киноискусства. По своему духу "Догмэн" в точности такой же, как вышеназванные "Сука-любовь" и "Общак". И подкупает он прежде всего своим красивым эмоциональным сюжетом, а не стилистическими выкрутасами, которые у Гарроне в принципе такие же простые и понятные, под стать рассказываемым им историям.

Не подумайте плохого. Эти лужи - результат ночного дождя, а вовсе не того факта, что Марчелло выводит сюда на прогулки свою любимую пёсью свору.
Не подумайте плохого. Эти лужи - результат ночного дождя, а вовсе не того факта, что Марчелло выводит сюда на прогулки свою любимую пёсью свору.